Вы будете смеяться, но наша любимая НКРЭКУ опять заблокирована. Не успели мы порадоваться тому, что президент таки назначил двух необходимых представителей новых членов отборочной комиссии для назначения новых членов НКРЭКУ (год прошел), как неожиданный сюрприз выкинули старые. Затянувшаяся ротация привела к тому, что для кворума необходимо собрать всех действующих членов НКРЭКУ на заседание – из семи полномочия сохранили всего четверо, а замену пока некому было назначить. То есть стоит одному по какой-либо причине не явиться и все – можно расходиться, голосов для принятия решений не хватает. Тупик и паралич.
Все очень просто – один из членов комиссии вдруг заболел, заменить его по закону нельзя, кворума нет, решений нет. Заболевший так некстати – Евгений Цыганков. До назначения в комиссию он возглавлял Энерджи Консалтинг, которая принадлежит Константину Григоришину. Да-да, тому самому, который иногда обедает с народным депутатом Сергеем Лещенко, а последний с товарищами сразу начинает героически бороться со «страшной коррупцией» в электроэнергетике и избыточным предложением на рынке недвижимости Киева. Бороться с работой украинской энергетики можно разными способами. Делать громкие заявления или тихо парализовать работу комиссии. Люди «не чуждые Григоришину» прекрасно справляются с этим на всех направлениях.
Может, не страшно? Кто из олигархов не любит пошантажировать власть своим влиянием? Насколько вообще критична результативная работа НКРЭКУ сегодня и чем грозит ее бездействие? Рисков на самом деле хватает. Достаточно серьезных, причем сразу на двух направлениях. Потому что поломки одного маленького узла в машине мощный двигатель превращается в бесполезную груду железа. Итак, о рисках. Их в принципе два.
Первый – внешнеполитический. Энергетическое сообщество и Еврокомиссия ждут результативных решений от украинских партнеров из комиссии, мы начинаем преобразование «Укрэнерго» согласно новому Закону о рынке электроэнергии и по правилам Третьего энергетического пакета Евросоюза. Правила игры мы приняли, за Закон проголосовали в Верховной Раде, но без работы НКРЭКУ все с места не сдвинется. Просто потому что любые решения условного «Генерального штаба» лишены смысла, если некому их выполнять «в поле». Нарушение нами обязательств может привести к сворачиванию целого ряда программ сотрудничества Украины и ЕС в энергетике. А свято место пусто не бывает – вместо нас реализацией проекта займутся другие государства, более предсказуемые и надежные.
Второй риск – внутренний. Увы, но украинская система отношений, рассчетов и взаимодействия отраслей в энергетике не работает в формате отлаженного часового механизма. Есть инструкции, правила, но из-за постоянно меняющейся ситуации периодически возникает необходимость в оперативном принятии решений. По расчетам, по смене алгоритмов взаимодействия предприятий ТЭК. У министерства уже нет таких полномочий, их передали независимому органу. Который по каким-то причинам, парализовало. По каким-то я написал исключительно из вежливости. Потому что политическими играми оттуда несет за километр…