Верховная Рада 245 голосами поддержала президентский законопроект «Об особенностях местного самоуправления в ОРДЛО», который для краткости называют просто «Закон об особом статусе Донбасса» в качестве неотложного. Причина очевидна – такой же закон был принят Верховной Радой на год в прошлом октябре и уже 10 числа «срок годности» истекает. А впервые за него проголосовали еще в сентябре 2014 и срок действия ему отводили ровно три года. Которые истекли в 2017, после чего действие продлили еще на год. Таким образом, сенсации особой нет – мы не принимаем что-то принципиально новое, а просто продлеваем на год действие уже принятого ранее закона. Который не работал. И, судя по всему, не заработает и в этот раз. Чему, вот парадокс, голосующие за него депутаты только рады. Потому что сплетенные в один прочный шнурок «зрада» и «перемога» данного законопроекта превращают его в очень болезненный вынужденный компромисс.
Тотальная «зрада»
Закон об особом статусе Донбасса критикуют заслуженно – для Украины он не просто вреден, он опасен. Это, фактически, мина замедленного действия под украинскую независимость, большой шаг к федерализации по российскому сценарию. В случае реальной работы законопроекта мы оказываемся в очень опасной ситуации, которая может развиваться по двум сценариям. Но сперва коротко о том, почему закон вызывает такое раздражение не только в зале Верховной Рады, но и в украинском обществе.
В законопроекте (как и в теряющем 10 октября силу законе) прописана амнистия боевикам так называемых ДНР и ЛНР. В принципе, этого уже вполне достаточно, чтобы вызвать не просто политический кризис в Украине, но настоящий социальный взрыв в Киеве. Но, кроме этого, там есть особые широкие полномочия для избранной в ОРДЛО местной власти, так называемая народная милиция и фактическая независимость всех этих структур от центральной украинской власти. Зато финансирование восстановления инфраструктуры и бюджетных расходов в регионе должно идти защищенной статьей украинского бюджета. То есть фактически ОРДЛО остается российским анклавом с независимостью, которая и не снилась регионам во многих странах с федеративным устройством. А Украине «щедро» дают право весь этот праздник самостоятельности финансировать из государственного бюджета. Хотя, какое тут право? Обязанность. Так что «зрада» получается вполне явная и настоящая.
На краю пропасти
Вернемся к сценариям, которые вполне вероятно могут быть запущены в случае, если этот закон действительно начнет работать. Первый – более сложный. Дурной пример заразителен, не так ли? И когда целый ряд приграничных регионов увидит, какие бонусы приносит война с центральной властью, вспыхнуть может сразу в нескольких точках. И закончится это как минимум тотальной федерализацией Украины, а реальная власть Киева ограничится Киевской областью. В Москве о таком управляемом «лоскутном одеяле» давно мечтают. Потому что региональные феодалы очень скоро придут договариваться с влиятельным соседом. А некоторые придут даже заранее, чтобы заручиться поддержкой на случай обострения конфликта с Киевом.
Второй сценарий проще и быстрее. Тотальная амнистия с прочими подарками для вчерашних врагов вызывает массовые протесты в Киеве, в которых активно принимают участие бойцы АТО – у них к сепаратистам и боевикам особый счет, вместо особого статуса. Власть на Банковой и Верховную Раду сносят за один раз, чтобы дважды не собираться. Паралич власти, глубокий кризис, который тоже не упустят местные кланы, и история быстро перейдет в формат войны «все против всех» за ресурсы и территорию. Естественно, Евросоюзу и США такой пожар на границе с беженцами и прочими «побочными эффектами» категорически не нужен, и они охотно уступят эту головную боль России. Кремле снова есть повод открыть шампанское. Так что недооценивать риски президентского законопроекта точно не стоит – они вполне реальны.
Украинская страховка
От опасных сценариев, на которые рассчитывает Кремль в связи с злополучным законом, нас защищает несколько факторов. Ни за три первых года, ни за четвертый год пролонгации этот закон так и не заработал. Ни на день не вступил в силу. Просто потому, что в нем очень жестко прописаны рамки – он начинает работать только после вывода российских войск и их наемников. И это только первый предохранитель. Второе – чтобы закон работал должны пройти выборы в органы местного самоуправления. Звучит, как уступка со стороны Украины (выборы на оккупированной территории!), но есть нюансы. Поскольку территория всеми признана украинской, выборы должны пройти по украинским законам. То есть свобода собраний, свобода слова, свобода агитации и беспрепятственная работа всех политических партий. Интересно, сколько времени нам потребуется, чтобы все эти элементы полноценно обеспечить? Только Верховная Рада знает, а без ее решения выборы не назначат. Вот такая маленькая украинская хитрость. Не последняя, кстати. А там и год пройдет.
Ключевой вопрос – зачем мы вообще ввязались в эту рискованную игру. И почему не выходим из нее по истечению срока давности, раз никаких ощутимых выгод не получаем, обстрелы не прекращаются, а РФ не уходит с оккупированных территорий. Увы, у нас в данной ситуации неприятный, опасный, очень неудобный вынужденный компромисс. Закон принимали под давлением в сентябре 2014 года, чтобы выиграть время на укрепление (а часто создание заново) украинской армии. Потому что добровольцы пинками гоняли сепаратистов по Донбассу, но Россия ввела регулярные войска с техникой. Нужна была пауза. Теперь этот закон привязан к Минским соглашениям, а к ним формально – целый набор санкций против России и помощь оружием и ресурсами Украине. А в ЕС есть целое лобби «русских друзей», на регулярной зарплате. Которым нужен только красивый повод для снятия (да просто не продления) санкций в отношении РФ. И отказ Украины продлевать действие закона вполне может быть использован для решения этой задачи. Так что голосовать придется. Учитывая все риски и имея готовые ответы на любые возможные ходы нашего врага.
Кирилл Сазонов для Информатора