Российские власти не выполнили поручение президента Путина об урегулировании правового статуса граждан Украины, проживающих на оккупированных территориях. Он публично потребовал решить этот вопрос до 20 ноября. То есть сегодня должно было быть озвучено окончательное решение, но этого не произошло. Бунт? Вовсе нет. Особенно если учесть, что Верховная Рада Украины отложила до декабря принятие закона о реинтеграции Донбасса, в котором территории названы оккупированными, а Россия агрессором. Таких совпадений не бывает. Судя по всему, непубличные переговоры Волкера и Суркова вышли на финишную прямую и окончательное решение делает ненужными украинский закон и поручение, которое президент РФ дал своим подчиненным.
Несмотря на то, что новостей от переговорщиков практически не поступает, стартовые позиции не изменились. Россия хочет вернуть Донбасс в состав Украины и снять с себя этот финансовый груз. Но вернуть на своих условиях – с признанием Украиной особого статуса Донбасса, с внесением этого решения в Конституцию Украины, полной амнистией для боевиков без суда и снятием ключевых экономических санкций. В Украине мнения разделились. Ряд политиков выступает за мир любой ценой, но есть и другие, которые категорически не согласны с российским сценарием особого статуса. И если Волкер и Сурков могут себе позволить хранить молчание, то голосование в Верховной Раде Украины обязательно станет публичным. И здесь начинаются основные риски. Депутаты, которые исходят из стратегических интересов Украины могут не дать голосов за компромисс с учетом российских пожеланий.
Есть два принципиальных момента, которые делают особый статус и возвращение Донбасса очень рискованным проектом для Украины. Политический и финансовый. Оба важны, оба угрожают существованию Украины как независимому государству.
Первый выглядит очень просто – возвращение Донбасса с особым статусом это прецедент и пример для подражания. Подними флаги другой страны, постреляй в украинских военных и ты получишь много автономных прав, свою полицию, прокуратуру и судей в регионе, а также независимость от центральной власти и финансирование по защищенной статье из украинского бюджета. Вопрос «Кто следующим использует Донбасский опыт?» является риторическим и особого значения не имеет. В самом деле, Закарпатье или Бессарабия, Харьков или Сумы – не важно, кто станет вторым. Важно, что станут. Сейчас, через месяц или через год. Либо пойдут по этому пути, либо местные элиты потребуют очень высокую плату за лояльность к Киеву.
Как вариант – попытка провести такое решение через Верховную Раду вызывает массовые протесты, как уже было. Это не Саакашвили, Соболев и Семенченко со своим недорогим цирков и втянутым в процесс обманутыми ветеранами. Риск реальной потери независимости Украины, фактическое признание боевиков победителями может вызвать такой взрыв в обществе, что парламент вместе с Банковой просто снесут сотни тысяч протестующих. Москву этот сценарий, кстати, вполне устроит. Кремлю важно дергать за ниточки всю Украину, а как к этому прийти – не важно.
Главной страховкой от такого сценария является условная «партия войны» в Верховной Раде или, если мы переходим на американскую терминологию, «ястребы» украинской политики. В первую очередь это, естественно «Народный фронт», потому что представить Яценюка или Турчинова, соглашающихся с российским сценарием за гранью здравого смысла. Но статус «партии войны» в этом случае НФ разделит с ситуативными союзниками. Часть «Самопомичи» будет категорически против соглашения с Кремлем, причем независимо от решения руководства партии, «радикалы» с еще большей долей вероятности выступят против, да и в БПП хватает депутатов, для которых такая сделка неприемлема, даже в обмен на второй срок Порошенко. Полагаю, даже в «Батькивщине» найдется два-три голоса против. То есть провести капитуляцию (давайте называть вещи своими именами) через украинский парламент не смогут даже иностранные партнеры.
Второй важный момент касается экономики, но это не делает его неважным. Если Украина с союзниками дожмет Кремль и Россия без условий и оговорок просто уйдет из Донбасса, что дальше делать с регионом? И дело даже не в боевиках, это отдельная сложная проблема. Что делать с экономикой региона? Предприятия частично порезаны на металл, некоторые вывезены в Россию, шахты частично затоплены. Да и не нужны эти шахты уже по факту. Правительство приняло вполне логичное решение о переводе украинских ТЭС на уголь марки «Г», который добывают в Львовско-Волынском бассейне. Отказавшись от антрацита из России и с оккупированных территорий. То есть сейчас блоки на газовой марке включаются в приоритетном порядке, а к 2019 все ТЭС переходят на украинский уголь марки «Г». Все, игра закончена. И шахтеры, боровшиеся за право говорить на русском языке, это право получат на 24 часа в сутки вместо работы.
Вполне логичное решение украинского Кабмина, который исходит из соображений энергобезопасности страны, и не обязан угадывать – когда и на каких условиях Донбасс вернется в экономическую и энергетическую карту Украины. Металлургию разрушили. Больше Донбасс не генерирует ничего серьезного.
Перейдем к конкретным суммам. Восстановление инфраструктуры Донбасса – десятки миллиардов долларов. Создание рабочих мест в регионе – тоже десятки миллиардов долларов. У Украины таких денег нет. То есть в финансовом смысле возвращение Донбасса даже без российских требований – камень на шею украинского бюджета. Кто даст эти деньги и на каких условиях? Россия выплатит сотню миллиардов репараций? Верится с трудом. Евросоюз заложит в бюджет эти расходы? Прекрасно, но давайте обсудим это заранее и подпишем бумаги. США? Китай? Все эти вопросы нужно решать «на берегу», а не идти в рамках «Минского процесса» не задумываясь дальше следующих выборов. И публичность этих дискуссий должна подразумеваться по умолчанию.