Виктор Михайлович Пинчук годами кормил американских лоббистов, выкупал столики на президентских ужинах, жертвовал на избирательные кампании. Однажды даже снарядил сына в костюм буровика, чтобы Forbes написал слезодавительную статью как сын украинского миллиардера в грязи добывает в США нефть и газ с помощью украинских труб.
Но американская бюрократия оказалась безжалостной и беспощадной. Главный актив Пинчука компанию «Интерпайп» официально обвинили в нечестной конкуренции и вводят пошлины 42,2%, что закроет дорогу его трубам на рынок США.
Решение Минторг США вынес еще 3 февраля, но в украинские СМИ — то ли ввиду их провинциальности, то ли пиетету к Виктору Михайловичу — весточка дошла только в конце марта.
Это однозначно плохо, когда украинские товары запрещают на иностранных рынках. Можно любить или ненавидеть конкретного олигарха, но его предприятия обеспечивают рабочие места и валютную выручку.
Но тут важно разобраться и понять, почему Америка нанесла удар по трубной империи Пинчука, несмотря на весь его ореол близости к правящим элитам США. Ведь это решение не принято в одночасье, только лишь глядя на красивую фотографию Виктора Михайловича. Этому предшествовало более 7 лет расследования, в которых всплыло много поучительного.
Что такое демпинг? Это когда ты с целью уничтожить своего конкурента и забрать его бизнес искусственно снижаешь цену до такого уровня, когда твой оппонент разоряется и его клиенты переходят к тебе. Чтобы демпинговать нужно иметь финансовый ресурс, иначе ты сам быстрее разоришься, чем твой визави. Классический сценарий — в одном месте ты занижаешь цены, а в другом завышаешь их, чтобы компенсировать временные убытки от демпинга.
Американцы болезненно пережили этот процесс в начале прошлого века во время становления транснациональных нефтяных компаний. Тогда американские гиганты захватывая юго-восточную Азию и Европу то и дело устраивали ценовые войны, финансируя их завышением цен на нефть в самой Америке.
Оказалось, что таким же образом действовал и Виктор Михайлович. Он воевал с американскими производителями за счет повышенной ренты с украинского рынка. Занижение цен в богатых США автоматически компенсировалось завышением цен в нищей Украине – образцовый пример патриотизма.
Все эти ритуальные заявления «Интерпайпа» о поставках 500 тонн труб в Киргизию или двух тележек в Саудовскую Аравию – это все сказки для приезжих. Достаточно открыть официальный отчёт компании и увидеть, что 80-90% всех труб продаются в Украине при чем в основном государственной копании «Нафтогаз».
Так вот оказалось, что накрутка 200-300% на одной трубе для государственного «Нафтогаза» и позволяла «Интерпайпу» «наводить ужас» на американских товаропроизводителей за океаном.
То есть годами, а если верить американским бюрократам как минимум 7 лет, украинские добывавшие компании переплачивали сотни процентов к справедливой цене на трубы только потому, что Виктор Михайлович решил наказать зарвавшихся техасцев и стать трубным королем Америки.
Советую украинскому Минэкономики, Антимонопольному комитету внимательно прочитать те 17 страниц текста, которые опубликовали их американские коллеги. Может хоть Минторг США откроет глаза нашим чиновниками на сущность бизнеса самого просвещенного и культурного из украинских олигархов.