Началось. После повышения цен на газ (на 23,5%) вся лента Фейсбука и основная тема политических ток-шоу ожидаемый «тарифный геноцид» и «тотальне зубожіння». Я знал, что так будет, хотя бы потому что до выборов недалеко и такой информповод грех упускать. Хотя, экономических причин дергаться нет. Потому что бедные домохозяйства получат субсидию и им вообще все равно. Богатые давно смирились, что никто за них доплачивать не станет и больше внимания уделяют энергосберегающим технологиям в квартире. Умные давно понимают, что рыночные цены на энергоресурсы – неизбежное условие перехода от советского человека с распахнутыми зимой форточками и невыключаемой конфоркой для прикуривания, к экономному европейцу, который прикручивает батареи, выходя из дома.
Так что основную часть воя о народном бедствии приходится брать на себя беспринципным в смысле выбора темы политикам и их «группам поддержки» в интернете. Фамилии даже перечислять не буду – их все прекрасно знают.
Итак, Кабмин принял вчера решение о повышении цен на газ для населения на 23,5%. Об этом сообщил премьер-министр Владимир Гройсман на внеочередном заседании правительства. Новостью тут, если честно, является только дата. Переговоры с МВФ по поводу нового транша и обязательного повышения цены на газ для населения шли полтора (!!!) года. Стартовые позиции стороны: МВФ хочет повышения на 60% (на тот момент рыночная цена, сейчас уже больше), а правительство объясняет, что повышать не хочет вообще. Потому что все равно придется частично перекрывать субсидиями, поскольку сейчас для населения это дорого.
Последние два месяца (когда транш стал особенно нужен и призрак дефолта в 2019 году стал активно подмигивать и призывно улыбаться) переговоры шли особенно интенсивно. Приехала в Киев миссия МВФ и шила в мешке не утаишь – в СМИ просачивалась информация о том, что переговоры на финише. Да, повышаем. Но партнеров смогли подвинуть по цене более, чем вдвое. Оптимисты (и я) говорили о 25%. В итоге Гройсман опустил планку до 23,5%. Хороший результат. Который не отменяет нашего европейского курса и того факта, что рано или поздно цены для всех станут рыночными и спасет нас только энергосбережение и энергоэффективность. Старые еще советские теплосети, неэффективные котлы и прочий антиквариат способен сделать газ и тепло воистину «золотыми». И, кстати, делает.
Пример из своей жизни: В двухкомнатной квартире моя семья из четырех человек с газовым котлом тратит летом на газ 300 гривен, а зимой 600. Это котел на все – отопление и вода в кране. Горячая вода у нас всегда, отопление включается за 30 секунд, когда захотим и регулируется. То есть летом я буду за семью платить на 65 гривен в месяц больше? Это чуть меньше бутылки водки или двух литров бензина, то есть не о чем даже говорить. А теперь вспомним о старых домах и центральном отоплении – там платежки раза в три выше бывают. А вода реже. И отопление тоже по графику. Вот и вся разница. Новый дом с котлом или старые сети. Да, модернизация стоит денег. Но на это в бюджете уже заложено 2 миллиарда. Ну и калькулятор есть у всех – подсчитать экономическую целесообразность.
Ну и напоследок еще немножко неприятной реальности нам в ленту, чтобы понять, почему даже в год выборов правительство вынуждена давать такие козыри в руки популистам. С 2006 по 2013 год наши экономические гении в креслах премьера и президента (опять обойдусь без фамилий) нагребли неприлично много долгов. В мирное время и период роста рынков. 50 миллиардов долларов. Теперь их приходится отдавать. В 2019 году это 400 млрд. гривен. А учетная ставка по доллару выросла. Другими словами – кредиты в долларах стали дороже. Возможность реструктуризации долга или перезанять под низкий процент – отлично. В противном случае рискуем влететь в состояние, которое юмористы называют, как «среднее между хреново и очень хреново». Вплоть до дефолта.
Тогда курс доллара шарахнет вверх с такой скоростью, что будет плохо всем. Пенсия 20 баксов, средняя зарплата 35 – кто помнит купоны, тот поймет о чем я. Так что на самом деле никакой зрады в решении Кабмина (о котором говорили еще два месяца назад) нет. Да, мы постепенно переходим на европейские правила игры. И это логично и правильно – формульным подходом все логично должно закончиться. Альтернатива – агония советской системы и большой обвал. Выбор очевиден.