ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

АСПИРАНТУРА

(Занавес закрыт. Темно. Слышно, как за кулисами кто-то шагает из стороны в сторону. Бульканье воды. Звон чайных ложечек. Смех. Стук в дверь. Смех стихает. Кто-то невнятно говорит. Голос: «Так воды же нет». Что-то шипит. Звук пилки по металлу. Крик: «ШО? Почему не закончен? По плану вы должны защититься через год!» Шуршание бумаги. На темной авансцене появляется человек в халате, он быстро ложится и ползёт через сцену. Крик за кулисами: «Куда попёр? Не туда! Через шефа надо!» Человек испуганно вскакивает и бежит обратно: в руках у него груда листков. Звяканье стаканов. Мерно тарахтит масляный вакуумный насос. Голос: «Так, предзащита через две недели. И чтобы никаких этих… ну, вы поняли!».)

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
ПРЕДЗАЩИТА

ДЕКАН Предоставляется слово пока еще аспиранту нашей кафедры. Сейчас он нам наконец-то объяснит, чем занимался эти три года. Прошу. И это, чтобы без этих…
ДОКЛАДЧИК Конечно же, ни в коем случае… Итак, дорогие коллеги (хе-хе), все вы когда-то были аспирантами и конечно же помните, что это за дебильное состояние. В общем, о работе. Я… это… долго пытался вспомнить, на кой это всё делалось, а потом решил, что лучше придумать заново. Это у меня не получилось, поэтому никакой научной ценности моя работа не несёт, хотя, если посмотреть под одним из углов зрения, то вот эта хрень, изображённая на слайде номер 8 выглядит весьма занятно. В некотором роде, в ней даже есть смысл. Таким образом, нами продемонстрировано, что проделана большая работа и у меня есть куча спектров, в которых я сам нихрена не бельмеса. Однако, вы не можете меня завалить, потому что от это пострадает показатель защищаемости нашего факулььтета. Оно вам надо? Спасибо за внимание.
ДЕКАН Спасибо. У кого есть вопросы? Пожалуйста.
ПРОФЕССОР 1 Парень, а ты вообще кто?
ДОКЛАДЧИК Спасибо за вопрос. У меня есть кодовый номер, присвоенный при поступлении в аспирантуру, плюс номер специальности, плюс номер специализации, плюс УДК, плюс номер лаборатории, в которой я прописан. Следовательно я существую. А по сути вопроса: бутылку и закусь я уже купил. Вот закончится этот цирк, и я всё вам объясню по-человечески.
ПРОФЕССОР 1 Да я шучу.
ДОКЛАДЧИК А я – нет.
ДЕКАН У кого ещё есть вопросы?
ЗАМДЕКАНА ПО НАУЧНОЙ ЧАСТИ Вот вы… кхе-кхе… в докладе упомянули, что в вашей работе можно найти какой-то смысл, а согласно выводам, приведенным в диссертации, никакого смысла в ней нет по определению. Чем вы… кхе… можете объяснить это… э-э… несоответствие?
ДОКЛАДЧИК Ну это… Как я уже отмечал в своём докладе, никакого смысла в мой работе нет, но спектр, приведенный на слайде 8, мне очень нравится. Поэтому я решил выпендриться и сделать вид, что тут всё не так просто.
ДЕКАН У кого ещё есть вопросы?
ПРОФЕССОР 2 У меня. Молодой человек, вы все эти три года пили чай в соседской лаборатории. Когда вы успели сделать работу?
ДОКЛАДЧИК Во внерабочее время.
ПРОФЕССОР 2 Неправда! За вас работали студенты! За всех работают студенты! Я знаю, у меня все так работают.
ДОКЛАДЧИК Очень хорошо, что вы упомянули о студентах, это очень интересный вопрос. Я, например, своих студентов выгнал, и у меня появилось много свободного времени, которое я потратил на подготовку диссертации.
ПРОФЕССОР 2 А кто же у вас мыл тяги?
ДОКЛАДЧИК А зачем их мыть?
ПРОФЕССОР 2 (падает под стол)
ДЕКАН Ещё есть вопросы?
ПРОФЕССОР 3 Мне не нравится ваша работа.
ДОКЛАДЧИК Мне тоже.
ПРОФЕССОР 3 Но мне она не нравится больше!
ДОКЛАДЧИК И что вы теперь хотите?
ПРОФЕССОР 3 Вот нахал! Он мне ещё вопросы задаёт. Это я вам должен вопросы задавать! А он мне вопросы задаёт. Да это вы мне…
ДЕКАН Это в порядке дискуссии, это в порядке дискуссии. Это позже… Ещё вопросы? У меня вопрос. А вы не хотите защититься где-то в другом месте? В Нальчике, например? У меня есть чувство, что в Нальчике ваша работа пойдёт на ура.
ДОКЛАДЧИК Я уже там был. Мне там не рады.
ДЕКАН Какая жалость. А может в Воркуте?
ДОКЛАДЧИК А Воркуте сказали, что и близко меня не подпустят к приборам.
ДЕКАН Когда это вы успели везде побывать?
ДОКЛАДЧИК У меня обширная конференционная практика.
ДЕКАН Понятно. Ещё есть вопросы? Только предупреждаю, мне эта болтовня начинает надоедать.
ПРОФЕССОР 4 Да ладно, это же так волнительно и занятно. У меня такой вопрос. Вы в докладе употребили оборот «нихрена не бельмеса». Это терминологически неверно. «Бельмеса» правильно вворачивать, когда речь идёт об абстрактных понятиях. К тому же, его нужно употреблять с частицей… союзом… э-э… в общем, с «ни». Потом, «нихрена» тут не контачит. Его нужно впендёривать вместе с другими современными терминами, вроде «бульбенить», «сосать» и «козлиться».
(Пауза)
ДОКЛАДЧИК А вопрос-то в чём?
ПРОФЕССОР 4 Вы хоть хрена поняли?
ДОКЛАДЧИК Нихрена не бельмеса.
ДЕКАН Согласен с докладчиком. У кого ещё тут вопросы?
АСПИРАНТ У меня.
ДЕКАН Ладно, валяй.
АСПИРАНТ Это, докладчик, мне защищаться скоро. Скажи честно, каково оно?
ДОКЛАДЧИК Стрёмно.
АСПИРАНТ Вот блин, может свалить, пока не поздно…
ДЕКАН Так, вы меня достали. Ты, садись и не отсвечивай. Кто там научный руководитель? Говори.
НАУЧРУК Ну, вы заслушали только первую часть нашего огромного и многообещающего проекта. Остальных не будет, потому что ещё одного идиота, вроде сегодняшнего докладчика, мне нигде не найти. Но это лирическое отступление. А вообще мой подопечный – ничего себе так. Правда, он не оправдал всех надежд, которые на него возлагались: например, не построил экспериментальный завод по производству своих исходников и не слепил из папье-маше точную копию миоглобина, о чём я его просил, – но это приходится списывать на ограниченный срок аспирантуры. То ли дело в наши времена… О чём это я? Ах да, в общем, докладчик – хам редкостный, но никуда нам от него не деться.
ДЕКАН У вас всё? А что скажет рецензент?
РЕЦЕНЗЕНТ Я обстоятельно изучил работу диссертанта и после пятой бутылки пришёл к выводу, что соискатель меня уважает.
ДЕКАН После пятой?
ПРОФЕССОР 2 Ну, это в пределах нормы.
ДЕКАН Ну, можно было обойтись и тремя. Как бы оппоненты не спились. Ладно. Спасибо рецензенту. Объявляем дискуссию.
ПРОФЕССОР 3 Выгнать урода!
ДЕКАН Заткнись. Я сказал – дискуссия. Это значит: я говорю – вы слушаете. Так, Нальчик и Воркута отпадают. Куда бы его ещё збагрить?
ПРОФЕССОР 4 Может в Бердичев?
ДЕКАН Слишком близко.
ПРОФЕССОР 4 Это же в Сибири!
ДЕКАН Это в Украине. На берегу Чёрного моря.
АСПИРАНТ Азовского.
ДЕКАН Кому тут, говоришь, защищаться скоро?.. АСПИРАНТ Молчу-молчу...ДЕКАН Слушай, жертва, куда бы тебя сплавить?
ДОКЛАДЧИК Нельзя меня никуда. Вы же мной отчитываться должны.
ДЕКАН Да сам помню. Помечтать не даёшь. Ладно, кто ещё хочет вякнуть по поводу?
ПРОФЕССОР 2 Эх, не с теми ты, пацан, чай пил. Пил бы со мной, и никаких разговоров о Нальчике бы не было. Да и защиты тоже. Все бы мне на слово поверили.
ДЕКАН Я бы не поверил. Вот следующего точно завалю.
ЗАМДЕКАНА ПО НАУЧНОЙ ЧАСТИ А отчитываться кем?
ДЕКАН Какие вы все зануды. Ну, всё?
ПРОФЕССОР 3 Предлагаю выгнать гада.
ДЕКАН Ну, раз ни у кого предложений нет, то расходимся.
ИНЖЕНЕР В УГЛУ А в выводе чего написали-то?
ДЕКАН Пиши, третий сорт – не брак.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
ПЕРЕД ЗАЩИТОЙ

(Занавес закрыт. Звенит телефон. По авансцене вправо бежит соискатель с папкой в руках. Крик за кулисами: «Куда? А довереность?» Соискатель бежит назад, хватает бумажку и снова бежит вправо. Голос: «Не завкафдерой, а завкафедры. Исправить.» Соискатель бежит влево. Хватает листки в файле. Листки падают. Соискатель хватает их на лету и бежит вправо. Пауза. Соискатель бежит влево с пачкой документов. Пауза. Соискатель бежит вправо с пачкой авторефератов, по пути раскидывая их в зал. Голос: «А мне?» Другой голос: «До защиты нельзя». Соикатель бежит влево с распечатанными экземплярами диссертации. Голос: «У вас тут опечатка на каждой третьей странице.» Соискатель бежит вправо. Пауза. Соискатель снова появляется слева и бежит вправо. Так повторяется несколько раз. Голос: «До защиты осталось тридцать дней. Двадцать девять. Двадцать восемь…» Идёт обратный отсчёт. Соискатель бежит влево с проектором. Потом вправо с цветами. Потом влево с ящиком водки. Потом влево с коллегой по несчастью – у той глаза круглые и невменяемые. Голос: «…Три, два, один. Пошёл!» Соискатель, с галстуком в одной руке и листками бумаги в другой, падает в оркестровую яму.)

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ
ЗАЩИТА

ДЕКАН Мы собрались здесь в этом прекрасный день, чтобы в конце концов избавиться от всем надоевшего соискателя. Присяжные есть? Есть. Кто из вас специалист по… Ах да, вы все специалисты. В таком случае объявляю заседание открытым. Слово предоставляется учёному секретарю.
УЧЁНЫЙ СЕКРЕТАРЬ Вы не поверите, но соискатель сумел предоставить достаточно документов, подтверждающих факт его существования. Если верить этим бумажкам, что бы я на вашем месте не делала, то соискатель родился, вырос, закончил наш благословенный Университет, поступил в аспирантуру и даже посдавал кандминимумы на 4-5. Что ещё добавить? Это очень смешно, но тут написано, что он работал. Ну мы-то все знаем, как он работал. Что там дальше?.. Ага, неоднократно бывал за бугром. Квитанции об отправке бандеролью прилагаются. Не служил (кто бы только мог подумать?). Ах да, это может показаться невероятным, но у соискателя есть родители и даже брат. У меня всё.
ДЕКАН Ну что, валяй, чего ты там хотел сказать?
ДОКЛАДЧИК Уважаемый учёный совет, уважаемый ведущий, уважаемый гости. Я произношу эту речь уже в пятый раз. Вы бы только знали, как меня это достало. … Ну ладно… Тра-ля-ля… научная ценность… Тра-ля-ля… были смешаны в нужных пропорциях… тра-ля-ля… спектры… Тра-ля-ля… хрень, изображённая на слайде номер 8 выглядит весьма занятно… Кстати, вы обратили внимание, что после пинков, полученных в ведущей организации, я даже изменил десятый слайд? У меня всё.
ДЕКАН Ну-с, вопросы?
ДОКТОР 1 Парень, а ты вообще кто?
(пауза)
ДОКЛАДЧИК У меня есть кодовый номер, присвоенный при поступлении в аспирантуру, номер специальности, номер специализации, УДК и номер лаборатории, в которой я прописан. Следовательно я существую. (в неуверенности замирает)
ДОКТОР 1 (глубокомысленно) А-а…
ДЕКАН Ещё вопросы?
ДОКТОР 2 Молодой человек, я знаю, у вас в университете все только и делают, что пьют чай в соседских лабораториях. Когда вы успели сделать работу?
ДОКЛАДЧИК (неуверенно) Во внерабочее время.
ДОКТОР 2 Надо же, и вы тогда же…
ДЕКАН Ещё вопросы?
ДОКТОР 3 Вы в докладе упомянули, что в вашей работе можно найти какой-то смысл, а согласно выводам, приведенным в диссертации, никакого смысла в ней нет по определению. Чем объясните несоответствие?
ДОКЛАДЧИК (долго смотрит на вопрошавшего, потом щиплет себя за руку. Пауза) Никакого смысла в мой работе нет… Но он есть.
ДОКТОР 3 Это многое объясняет. Спасибо.
ДЕКАН Так, ещё вопросы?
ДОКТОР 4 А покажите-ка свои спектры.
ДОКЛАДЧИК (с буйной радостью) Конечно-конечно.
ДОКТОР 4 А что это у вас за пик около 2200?
ДОКЛАДЧИК Это очень фундаментальный пик.
ДОКТОР 4 Он мне не нравится.
ДОКЛАДЧИК Да что вы, посмотрите, в какой он форме!
ДОКТОР 4 Да? Ну ладно, будем считать, что я вам поверил.
ДЕКАН Вопросики?
ДОКТОР 5 А какова цель вашего исследования?
ДОКЛАДЧИК Защититься.
ДОКТОР 5 Ну, это само собой. Но кому от этого польза?
ДОКЛАДЧИК Ну, во-первых, моему научному руководителю. Во-вторых, кафедре. В-третьих, физикам, которые с моих гадких образцов запишут тридцать видов спектров и защитят свои кандидатские. В-четвёртых, биологам, которые скормят мои образцы крысам, что само по себе прекрасно. В-пятых, это полезно бухгалтерии Университета, которая чувствует себя властелином мира, выплачивая мне стипендию… Ещё?
ДОКТОР 5 Приятно встретить человека, который так хорошо разбирается в предмете.
ДЕКАН Ну, кто ещё? Спешите, пока не сбежал.
ДОКТОР РУДОЛЬФ ГЕНРИХОВИЧ ЗЫКАЛО Когда-то я был в командировке в Париже и там встретил профессора Пинэ, который рассказывал великолепные анекдоты о производстве наполненных полимеров и неграх на туннельных микроскопах. А потом оказалось, что на этих туннельных микроскопах снимали образцы, которые проходили по моему гранту за четыре года до того. И вот что интересно, никто не знает, кому ещё записывал спектры этот Пинэ. Впрочем, я могу вспомнить, если хорошо подумаю. Это было всего-то десять лет назад. С тех пор спектры стали куда более интересными и красивыми. Поэтому меня интересует, ваши образцы варились в толуоле или в настойке из банановых листьев?
ДОКЛАДЧИК Да.
ДОКТОР РУДОЛЬФ ГЕНРИХОВИЧ ЗЫКАЛО Спасибо.
ДЕКАН Ну, последний выстрел?
ДОКТОР 6 М-м… Молодой человек… Вы ведь молодой, да?
ДОКЛАДЧИК Относительно.
ДОКТОР 6 М-м… Да… Вот скажите, вы делали свой синтез в круглодонных колбах?
ДОКЛАДЧИК Да.
ДОКТОР 6 Надо же, совсем как я. А штативы, они чёрные?
ДОКЛАДЧИК Те, которые я наблюдал, — чёрные.
ДОКТОР 6 Поразительно! Это не простое совпадение!
ДЕКАН Вы ещё что-то хотите спросить?
ДОКТОР 6 Нет, что вы, мне нужно подумать.
ДЕКАН Ну, думайте. А пока что слово предоставляется первому оппоненту.
ПЕРВЫЙ ОППОНЕНТ Господа присяжные, я прошу немногого – снисхождения к подсудимому. Да, он виновен, но кто из нас не был на его месте? Он пил и ругал начальство, он забивал на работу и бегал за студентками, но вся молодёжь такая. Поверьте, я знаю подсудимого с пелёнок. Он рос мирным и социализированным ребёнком, и никто не мог подумать, что он станет на злодейский путь научного работника. Господа присяжные, не подумайте о нём ничего плохого. Если вы оставите его в покое, он ещё может одуматься и уйти из науки. Он не будет требовать денег на исследования и отбивать у вас ставки. Он не станет переманивать у вас студентов и стучать на вас ректору. Нет! Никогда! Он благороден, он не станет похожим на вас. Он уйдёт в монастырь и будет в спокойствии продавать иконы, не посягая на ваши пастбища. Пожалейте его, господа присяжные, иначе злость останется в его сердце, и он вам этого не простит – начнёт выживать вас с ваших должностей и обливать грязью на пьянках. У меня всё.
ДЕКАН (утирая слезу) Спасибо. Слово предоставляется второму оппоненту.
ВТОРОЙ ОППОНЕНТ Я тут человек случайный, меня тут просто попросили сказать чего-то. Я уже и хотела сказать чего-то, но первый оппонент меня опередил. Поэтому мне не остаётся ничего, как рассказать о недостатках работы. Кто не спрятался, я не виноват. Я, конечно, не специалист в средненанометровых бионаномезосегнетопористых сверхкомпозитах, но записывать спектры люминесценции, придерживая образцы пальцем, как это описано в экспериментальной части, – не совсем корректно с методологической точки зрения. А поскольку так записаны все спектры в диссертации… А впрочем, работа очень хорошая, и её автор за такую изобретательность несомненно заслуживает звания кандидата. У меня всё.
ДЕКАН И вам таки спасибо. Слово предоставляется учёному секретарю для оглашения отзывов на автореферат.
УЧЁНЫЙ СЕКРЕТАРЬ На автореферат поступило пять отзывов от знакомых и друзей соискателя и его научного руководителя. Вы только не смейтесь, но в некоторых из них есть замечания. Но зачитывать их я не буду, потому что половина из них написана самим соискателем, а вторая половина – обычный пересказ автореферата. Вот и всё.
ДЕКАН Точно уж, всё. Докладчик, имеете желание ответить за базар?
ДОКЛАДЧИК Что я, дурак, на собственные вопросы отвечать? Тем более, что ответов я и не знаю.
ДЕКАН прекрасно, будем экономить время. Слово предоставляется научному руководителю.
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Мой аспирант – гад редкостный. Он не делал нихрена и не слушал моих особо ценных указаний. Таких как он нужно вешать на проводах, отправлять на рудники, заставлять преподавать военным… Но, к сожалению, если его завалить, то все сочтут, что в этом виноват я. Все мне желают зла, я знаю. Поэтому – НЕ ВЗДУМАЙТЕ ВАЛИТЬ МОЕГО АСПИРАНТА!
ДЕКАН Не очень-то хотелось. Пусть живёт, раз добрался до защиты. Итак, объявляем дискуссию. Кто хочет выступить.
ДОКТОР 1 Я хотел сделать соискателю замечание этического характера. Вы слишком часто употребляете местоимение «я». Так нельзя. Такое впечатление, что вы сделали хоть что-то из заявленного. Нужно употреблять «мы», чтобы сразу стало понятно, что вы человек не жадный и готовы делиться с окружающими. А в целом, я считаю, что работа хорошая. Я буду голосовать «за».
ДЕКАН Следующий.
ДОКТОР 2 Я… (смущается) Мы… Я… Знаю соискателя с третьего курса, и он ещё тогда показался мне парнем что надо. Конечно, использовать пластилиновые электроды – не самая лучшая идея, и соискателю следует поискать лучшее решение для своей установки. В остальных вопросах я не разбираюсь, но в целом работа отличная.
ДЕКАН Следующий.
ДОКТОР 3 Я… Я… Я… Мда… Знаю соискателя со второго курса, и он ещё с те пор не сдал мне одну лабу по аналитике. Но это неважно. Эту лабу вообще никто не сдаёт. Касательно работы, то мне приятно, что на нашем факультете взращён такой экземпляр, умеющий слагать слова в предложения да ещё и помнить, что сказал минуту назад. А если он сдела хотя бы половину из того, что защищает, то ему вообще надо памятник поставить. Конечно, идея сделать стенки реактора из бэушных наличников – не самая лучшая, и это могло некоторым образом повлиять на ход эксперимента. Но в целом работа отличная, потому что мне понравились картинки.
ДЕКАН Кто ещё?.
ДОКТОР 4 Я…. ДА! Я! Я! Я знаю соискателя с перового курса, когда он ещё бил пробирки у нас на лабах. Я его терпеть не могу с тех самых пор. В работе я ничего не понял, но все хвалят, поэтому я тоже буду хвалить. Мне, конечно, непонятно зачем было прикреплять к механической мешалке разноцветные ленточки, но спрашивать об их назначении я не буду, чтобы никто не заподозрил, что я некомпетентен. А вцелом работа отличная, а её автор заслуживает именного нагана и шашки.
ДЕКАН Что, и вы хотите выступить?
ДОКТОР РУДОЛЬФ ГЕНРИХОВИЧ ЗЫКАЛО Да. В то время, когда я работал в Париже в группе Пинэ, он часто мне говорил: «Бросай ты этот Киев с его дураками профессорами и лентяями студентами и переезжай работать к нам, в Париж». И хотя вы все тут действительно идиоты, а Киев – груда мусора, я не бросил своё профессорское место и не уехал во Францию работать уборщиком при масс-спектрометре на 500 евро в месяц. Вот какой я герой! И не смотря на то, что прибор соискателя существует только на бумаге (это же видно даже таким идиотам как вы), я не буду голосовать против, чтобы не нажить себе больше врагов.
ДЕКАН Ну-ну. И вы туда же?
ДОКТОР 5 Я бы хотел отметить необычайную эрудицию соискателя. Вы только представьте, в наши времена знать, что банан – это трава! Это же такая гордость для нашего факультета! А прибор… Ну и что, что пробирка опускается в печь на хлопчатой нитке? Это особенность конструкции, я уверен. А в целом, работа великолепная.
ДОКТОР 6 Ну и я напоследок скажу. Последние сорок лет я занимаюсь исследованием белой глины. И вы знаете –соискатель занимается совсем другим! Это же так ново! Это уникально! Кто-то занимается не белой глиной и, более того, не глиной вообще! За такое надо награждать. А то, что в приборе вода перемешивается при температуре –10ºС – так у меня в статьях ещё и не такое найти можно. В общем, у меня всё.
ДЕКАН Наконец-то, выговорились. Что ж, если больше возражений нет, то встань, сволочь, когда к тебе старшие обращаются. Молодой человек, своими научными изысканиями вы задолбали весь факультет, за что вам присваивается звание кандидата химических наук. Поздравляю.
ДОКЛАДЧИК Спсбо. (падает лицом в салат)*

(Занавес)

* Откуда, когда и (самое главное) какими трудами на столе вовремя появился тазик с салатом, знают только работники сцены.