Есть такая дисциплина, библеистика. В отличие от премудрости бития поклонов в церквях и вычисления количества ангелов на кончике иглы, это наука в полном смысле слова: она занимается изучением библейских и околобиблейских текстов и сравнением их с данными археологии, лингвистики и генетики. Цель – выяснить, а как же всё было на самом деле(с) :)
И вот, поскольку подвернулся ежегодный повод, то я решил ознакомить узкие массы широко мыслящих людей с парой новостей с того фронта – о Рождестве и о Сатане (уберите ваши жёлчеметалки в ящик, это две разные истории).
Кто читал Евангелие полностью (в чём я сомневаюсь), знает, что там нет знакомого нам рождественского нарратива: яслей, даров волхвов и прочих голубей с неба. Рождественская история о рождении Христа, все эти ясли, быки и маги – продукт компиляции апокрифов, не имеющие отношения к каноническому Евангелию. Причём версии получились весьма различные.
Например, волхвы. Очень популярные персонажи – вот только в восточнохристианских (не византийских) текстах: сирийских, армянских, арабских (да, вы удивитесь, но у арабов было своё христианство), коптских и прочих. Число их различно, есть классические три, есть двенадцать, есть «бесчисленное количество», а в одном армянском случае каждый из 12-ти приводит с собой армию в тысячу человек (как они влезли в хлев, чтобы поздравить с новорожденным Марию, – загадка).
Откуда пришли? Да откуда душе угодно, включая один экзотический вариант (сирийский) – из Шира. Хоббитам велено расслабиться, Шир – это, скорее всего, перекрученная Чина, Китай.
Одни пришли вслед за звездой (взрывом сверхновой). Некоторые – за кометой. Некоторые – за «двойной звездой», конъюнкцией Юпитера и Сатурна (которая случилась в 7 в. до н.э.). Некоторые, кстати, пришли не в декабре, а в апреле (что логично, учитывая присутствие на сцене новорожденных ягнят) – путь-то неблизкий.
Социальный статус волхвов тоже различен. Изначально это вообще были соседи-пастухи. Потом стали упоминать абстрактных «магов» (жрецов зороастризма). А уж потом в народной фантазии маги превратились в царей – и в такой функции закрепились у всех в памяти.
И чтобы окончательно добить вас, даже с хлевом, где Иосиф принимал у Марии роды, всё не так однозначно, потому что локальная традиция часто упоминает просто пещеру, в которой супруги остановились на ночь вместе с теми же пастухами и их непритязательной скотиной. Более того, именно в таком варианте легенда и пошла на запад. Если кто знаком с итальянской культурой, можете подтвердить: гордость каждой деревни там – это своя «пещера», композиция из маленьких фигурок рождественской истории, которую каждый год стараются обновить и сделать ещё более красивой.
Кстати, церковные власти с этими рождественскими историями боролись почти тысячу лет (об этом я уже писал год назад), справедливо усматривая в процессиях с быками, ослами и овцами богопротивные языческие ритуалы. (Кто увлекается средневековым изобразительным искусством, знает, как сильно отличаются истории о рождении Христа тех времён от знакомых нам). Эффект был обратным: традиции никуда не делись, зато истинно евангелических мотивов в них почти не осталось – всё заместилось байками, принесёнными с востока, и собственными дедовскими представлениями о том, как надо праздновать зимний солнцеворот.
Рождественские рассказы и обряды, естественно, сильно разнились от места к месту. Время унификации настало, когда Италия вступила в эпоху Ренессанса. Папский престол устало махнул рукой на милые причуды своей паствы, и праздник вышел на поверхность. Среди прочего появились и передвижные кукольные театры – вертепы, и через их посредство всё разнообразие вариантов рождественской истории стало сводиться к некому единому знаменателю и разноситься по всей Европе. В частности, в барочное время добрались вертепы и до Украины (где церковные иерархи тоже принялись их запрещать, теперь уже как «тлетворное влияние Запада Рима»), и где-то с тех пор рождественский нарратив практически не меняется.
А теперь кратко о Сатане :)
Сатана, падший ангел, глава тёмных легионов, Враг рода людского, Князь Мира и прочая и прочая – продукт очень поздний, как минимум середины 1 тыс. н.э.
Изначально у YHWH (Яхве) в Ветхом Завете нет никакого тёмного вечного противника. По канону YHWH – вообще единственный бог и во всех сферах ему противостоят лишь дурные люди. «Сатан» при нём есть – но это не имя, а должность (идёт с артиклем, «ха-сатан»). Сатан – это небесный обвинитель, прокурор. Он собирает для YHWH свидетельства грехов и следит за выполнением кары Г-ней (потому сатан и упоминается в контексте Содома и Гоморры).
Если и есть аналог «князя Тьмы» в ту эпоху, так это Белиал – явная аллюзия на Баала, главного финикийского «языческого» бога... то есть идола с точки зрения яхвизма. Да и тот не столько демон, сколько продукт слабоумия соседей-ханаанцев, не принимающих Истинную Веру.
Знакомое нам значение Сатаны (уже как личности, а не должности) как воплощения Зла появляется не ранее 1 в. н.э. – уже в раннехристианских и параллельных течениях (вроде свитков Мёртвого моря) – скорее всего под влиянием зороастризма (как аналог Аримана) или эллинизма (Аид). Там он уже возгордившийся ангел и всё такое – но всё ещё воплощение человеческих грехов, в первую очередь гордыни. Все прочие атрибуты: подземное царство-Ад, рога, копыта, хвост, котлы и вилы – это уже произведения для ширнармасс времён победившего христианства.
Живите теперь с этим знанием :)
Музыкальный бонус :)
Acknowledgments
Оригинальные статьи по теме.
1) https://www.biblicalarchaeology.org/daily/biblical...
2) https://www.biblicalarchaeology.org/daily/biblical...
Данный блог является научно-популярным. В статье могут быть изложены точки зрения, отличные от мнения автора.