Abstract
О вечном дне сурка, вечном огне и вечном революционере
…Ах, з тобою страшенно тоскно… Я не хочу з тобою говорити. Ти підносиш мені засмальцьованого «Кобзаря» й кажеш: ось моє мистецтво. Чоловіче, мені за тебе соромно… Ти підносиш мені заялозені мистецькі «ідеї», й мене канудить. Чоловіче. Мистецтво є щось таке, що тобі й не снилось. Я хочу тобі сказати, що де є культ, там немає мистецтва. А передовсім воно не боїться нападів. Навпаки. В нападах воно гартується. А ти вхопивсь за свого «Кобзаря», від якого тхне дьогтем і салом, і думаєш його захистить твоя пошана. Пошана твоя його вбила. Й немає йому воскресіння.
(с) Михайль Семенко, 1914
Ты говоришь: «Нельзя забывать о нашей войне!».
А я говорю: «Забыть о войне – это всё равно, что забыть о существовании того большого тёплого жёлтого шарика, который появляется утром на востоке».
Ты говоришь: «Надо знать о нашей войне!».
А я отвечаю: «Это четыре года назад о ней можно было не знать. Теперь о ней не знают лишь те, кто принципиально этого знать не хочет. А таким людям твои слова не нужны».
Четыре года – это страшно много. Как ты сам любишь говорить, те, кто в начале войны только начинал интересоваться, а для чего нужны лифчики, сейчас уже массово теряют девственность. И новости времён пубертата для них уже далеки, потому что перед ними лежит новый мир, который ты не замечаешь.
Война – это уже не новость, а данность. Погибшие под Славянском, Карловкой, Иловайском, Дебальцево – уже давно цветы и трава. А память о них – часть канона. Не надо в очередной раз повторять «Помните!». Все и так помнят. А те, кто не хотел знать – не вспомнят и сейчас.
Убеждать людей в том, что для них является данностью – бессмысленно.
Когда Колумб вернулся из-за океана с новостью об открытой им Индии, это была новость, сенсация. Но новость на то и новость, что её новизна рано или поздно проходит. И над теми, кто сейчас открывает Америку, закономерно смеются.
А ты и твои эпигоны разной степени нечистоплотности крутите по циклу песни 14-го, удивляясь, отчего же люди отзываются на них всё реже и реже.
Хуже того, постоянные апелляции к 14-му году застят глаза, возвращают нас в ту атмосферу, когда предательство рвало душу, а немногие отважные шли на смерть, чтобы остановить надвигающуюся заразу. В ту атмосферу, когда мы были беззащитными и обиженными хоббитами, на чей Шир упала чёрная тень Барад-Дура.
Но ведь это уже не так. И башня давно покосилась, и мы уже не шерстоногие любители пускать дымные колечки летними вечерами. Хорошо ли это, плохо ли это... Какая разница? Это уже не так – а толпа мыслефагов до сих пор ведёт себя так, будто этих четырёх лет не было, будто люди не изменились, будто им по-прежнему надо открывать глаза, будить и тормошить. Они возвращают нас день за днём, раз за разом в то, что уже прошло, устраивая для Украины локальный «День сурка» – с той лишь разницей, что весь остальной мир идёт дальше, пока мы снова и снова просыпаемся в былом.
И что даже ещё хуже, вокруг этой героической повестки 4-летней давности уже сформировался культ: со своими ритуалами, храмами, курией кардиналов и инквизицией. И за формой начинает теряться суть. Та самая суть, ради которой и гибли наши братья в 14-м.
Всё то же самое касается и прочей повестки 14-го, о которой я говорил в прошлый раз: популизма, беззакония, украинизации, отрицания советского прошлого. Всё, что можно было сказать нового на эти темы – сказано если не четыре, то два года назад. Кто хотел отказаться в повседневной жизни от договорняков – уже отказался, кто хотел перейти на украинский – перешёл, кто захотел анализировать реалистичность достижения заявленных целей – уже давно это делает. Призывы «делай как мы!» уже давно не привлекают новых людей – неужели ты этого не видишь?
Вчерашние гимны теперь как частушки звучат, – как говорил один умный, но слабый духом поэт.
После стресса 14-го люди отрастили себе толстые шкуры, через которые не пробиваются старые лозунги, будь они хоть 100500 раз справедливыми. На каждую фразу уже составлено 5-6 вариантов ответов, да и сами фразы из способа убеждения превратились в пароли для систем определения «свой-чужой», способ консолидации групп по интересам.
Нет, повторяя вновь и вновь о войне с Россией, о жертвах на фронте, о невыполнимости красивых обещаний, о важности повседневной украинской речи – никаких прорывов не совершить. Нового не выдумать. Ситуацию не изменить.
Так оставьте 14-й 14-му! Зажгите свечку, помяните павших – и идите вперёд!
Если, конечно, кого-то ещё интересует, что там впереди...
Данный блог является научно-популярным. В статье могут быть изложены точки зрения, отличные от мнения автора.