Abstract
О дьявольской силе шоколада, моральных терзаниях и странной смерти

Отрекитесь от шоколада, иначе вы погубите свою бессмертную душу!

Это не шутка. Такой фразой в далёком 1625-м году Бернардино де Саласар-и-Фриас, епископ мексиканского городка Чьяпа-Реал пытался убедить благородных донн, пришедших на воскресную мессу, отказаться от любимого напитка. Епископ, очевидно, любил долгие проповеди, а мессу следовало выстоять на голодный желудок. Дамы – жёны, сёстры и дочери испанских воинов и чиновников, жалуясь на недомогание, приводили с собой к церкви служанок; те за дверями мололи на ручных жерновах какао, заваривали, смешивали с корицей и чили, взбивали пену и приносили для своих госпож напиток в чашках.

Епископ сам был любителем местной экзотики и не понаслышке знал об индейском напитке, так что в сказки об «утолении жажды» не верил. Согласно недвусмысленным указаниям Рима всё, что являлось питательным продуктом, было запрещено к употреблению во время поста – и отвар какао-бобов не был исключением. Под страхом отлучения от церкви Бернардино запретил приносить шоколад на мессу.

5bd40da9b17d0.jpg
Древний индейский способ готовить горячий шоколад

Дамы поступили иначе – в следующее воскресенье отправились на мессу в монастырь кармелиток, где к гастрономическим указаниям из Центра относились не так скрупулёзно.

А ещё через день епископ умер... выпив чашку шоколада. Женщины, говорят, так по нём горевали, что порвали два баяна. А в провинции Чьяпас до сих пор существует эвфемизм «он выпил шоколаду» в смысле «отбросил копыта» и поговорка о «женщинах из Чьяпаса, которые, если что, тебя шоколадом напоят».

5bd40dbe9877a.jpeg
Женщины штата Чапас. Эти могут

Анекдоты анекдотами, а проблема перед испанцами стояла нешуточная. Во-первых, следовало разобраться, является ли питьё горячего шоколада во время многочисленных постов нарушением церковных правил. Во-вторых, тонизирующие свойства напитка ожидаемо приписали козням дьявола – и его употребление в буквальном смысле стало вопросом жизни и смерти. В католической Испании, знаете ли, с церковью не шутили.

Лоббистами экзотики стали иезуиты, специалисты по «нахождению общего языка» с дикарями, а заодно владельцы первых плантаций какао. Противниками – сторонники «старой доброй веры» доминиканцы и августинцы. Вопрос довольно скоро вышел за пределы догматики: во-первых, индейцы по-прежнему платили испанцам налоги какао-бобами (традиция осталась ещё от ацтеков), и их следовало куда-то девать, во-вторых, горячий шоколад стал модным как в домах богатых испанских купцов, так и среди многих грандов, включая королевских особ.

Результаты этих нешуточных споров подытожила книга 1636-го года с красноречивым названием «Вопрос морали: нарушает ли шоколад церковный пост» учёного мужа Антонио де Леон Пинело (что характерно, проводился сравнительный анализ с различными алкогольными напитками, а также кокой и бетелем). Ответ был нет, не нарушает – но только чистый (без молока, сахара, сухариков и прочей маршмеллы). Точку в диспуте поставил Священный престол в 1666-м. Испанские гранды вдохнули спокойно и принялись пить шоколад без опаски попасть к инквизиторам.

5bd40dccad49d.jpg
Титулка книги Антонио де Леон Пинело. «Вопрос морали» – не хухры-мухры

Шоколад на долгое время стал символом южной, имперской, испанской Европы.

Впрочем, силу шоколада они призвали слишком поздно. Солнце Испанской империи закатилось, на смену ему взошло солнце французского короля Людовика XIV – короля-солнце.

Во Францию шоколад впервые попал с Анной Австрийской, героиней «Трёх мушкетёров», но истинный его расцвет наступил в правление её сына, Луи XIV. Он был женат на испанской инфанте, а та, чтобы хоть как-то утешить себя в далёкой холодной северной стране, устроила при дворе небольшой кусочек Испании, который включал в себя и горячий шоколад. (Если кто помнит романы об Анжелике, то в высший свет она вернулась именно став поставщиком шоколадного напитка к королевскому двору).

Экзальтированные версальские дамы очень скоро вспомнили о «дьявольском происхождении» напитка. Их письма полны напыщенных фраз о «нечеловеческой огненной силе, наполнявшей тело от первого же глотка». Думаю, тут не в последнюю очередь можно винить чёрный цвет шоколада. Туда же попала и мода на «чёрные мессы» в высшем обществе, которой не миновали и многие из королевских родственников и фавориток.

А шоколад продолжал движение по Европе.

Пуритане, пришедшие во главе с Кромвелем к власти над Англией в 1648-м году, как известно, признавали только три вида досуга: молиться, поститься и работать ("Радио Радонеж" тогда ещё не запустили). За 12 лет при власти они настолько утомили англичан, что с возвращением королевской власти народ (особенно высшие слои) ударился в разнузданный разврат, который, как ни странно, в первую очередь коснулся не секса, а еды.

Вернувшиеся из Парижа "цветы эмиграции" привезли с собой моду на новый экзотический напиток – шоколад. Немалую популярность напитку добавило то, что его обожала знаменитая любовница Карла II актриса Нэлл Гвин. Первая шоколадница была открыта в Кендале в 1657-м и работает до сих пор.

5bd40ddb5b689.jpg
Нэлл Гвин (1650–87), сирота из подонков общества, торговка апельсинам, проститутка, первая комедийная актриса Англии (в будущем театре Друри-Лейн), из-за которой женщинам вообще разрешили играть в театре. Содержанка, любовница Карла
II (того ещё тролля, должен я вам сказать), мать двух его детей. Известна тем, что однажды крикнула разъярённой толпе, остановившей её карету под лозунгом "Смерть католической б...ди!" знаменитое "Вы ошиблись! Я не католическая б...дь, а протестантская!" – чем немедленно заслужила право на свободный проезд. Умерла от инсульта через 2 года после смерти короля

Однако, шоколад так и не стал общепопулярным напитком в Англии. Он был слишком дорогим и даже подавался в подчёркнуто роскошной посуде: серебряных или фарфоровых (импортированных из Китая) шоколадницах. Это был напиток аристократов, так что мода на него севернее Парижа довольно скоро прошла, сменившись на любовь к вездесущему кофе.

И лишь полтораста лет спустя хитрые голландцы нашли, как готовить дешёвый шоколад. Но это уже совсем другая история.

Acknowledgments

Спасибо тем, кто спровоцировал. Жду предложений от заинтересованных сторон :)

Данный блог является научно-популярным. В статье могут быть изложены точки зрения, отличные от мнения автора.



В порядке саморекламы

Вашему вниманию предлагается уже три (!!!) книги:

1. Сим объявляется подписка на новую книгу Хавра "Величний Світанок OFTHEMAYBUTNIE". (вполне себе приключенческую! "на злобу дня, месяца, года, века!.." ;-) Спешите добыть -- и не говорите, что не слышали! :)))

https://balovstvo.me/khavr/svitanok

2. Перед вами единственная и уникальная (вру, третья и улучшенная) форма для заказа книги Алекса Хавра "Сказки Нового Времени, или что вам не говорили в школе, да вы и не спрашивали". Спешите, последняя гастроль в этом тысячелетии!

https://balovstvo.me/skazki-novogo-vremeni

3. Передзамовлення книги "А потім прийшов Цезар…" видавництва "Фабула"

https://fabulabook.com/product/a-potim-pryjshov-tsezar/

В порядке саморекламы-2

Канал в Телеграме: https://telegram.me/KhavrHistory

Мои гениальные работы, вдохновляющие цитаты и просто материалы на историческую тему, которые мне кажутся интересными :)

Если у вас внезапно есть желание поддержать исторический Провал канал, чтобы он не сильно проваливался, то вы можете сделать это здесь

https://balovstvo.me/donate/khavr