Abstract
О том, что верить и не верить – это разные вещи, верить и веровать – разные вещи, верить и обращать в свою веру – тоже разные вещи

Молодой, бисексуально ориентированный пастух Якоб выпасает коров обоего пола. Животные открываются ему с лучшей стороны. Возбуждённый общением с природой, навзничь упав в мягкие травы Шварцвальда, Якоб обращается к Богу с двусмысленными вопросами. Внезапная смерть героя разрушает идиллию...
(с) «Несчастный случай» "Mein Lieber Tanz"

Как мне уже доводилось писать, слова – это лишь орудия, инструменты, и, соответственно, у них есть свой класс точности, допускающий немалые погрешности. Большинство слов и грамматических конструкций никто не придумывал специально, они возникали спонтанно для решения конкретных насущных проблем, а позже начинали выполнять и ряд смежных функций... просто потому что новые слова всегда выдумывать лень. Там возникло явление амбивалентности – многозначности слов и выражений, которое радует поэтов, но заметно раздражает людей, пытающихся разобраться, что к чему в чужих речах.

Естественно, есть немало безответственных товарищей, которые используют подобные фокусы осознанно, чтобы ввести остальных в заблуждение (см. среди прочего понятие таврии). Решительно и немедленно пресечь подобные антиобщественные поползновения отбросов человечества – благородное задача для любого мыслящего индивидуума нашего сектора Галактики.

О проблемах с трактованием понятий «нация» и «раса» мы уже говорили. Также целая серия статей была посвящена трагическому недопониманию термина «противоположность» в различных его проявлениях.

Сейчас же, при помощи товарища Ожёгова и одного профессора альтернативной логики, разберёмся с таким красивым словом вера. (Надежду и Любовь просим подождать очереди).


Итак, есть определённый разряд верующих, считающих, будто атеизм – это такая разновидность веры (подчёркиваю, есть и умные верующие, но на то они и умные, чтобы не говорить явные глупости). Они носятся с этим утверждением, что дурак с писаной торбой, повторяя по кругу «Вы такие же, как мы!» – подразумевая, что все претензии к религиозной догматичности и её последствиям автоматически переносятся на атеизм как ещё одну религию.

Хм.

Что ж, начнём с матчасти.


ВЕРА, -ы, ас.
1. Убежденность, глубокая уверенность в ком-чём-н. В. в победу. В. в людей.
2. Убежденность в существовании Бога, высших божественных сил. В. в Бога.
3. То же, что вероисповедание. Христианская в.Человек иной веры. Принят на веру — признать истинным без доказательств. Верой и правдой служить кому — служить преданно, честно


Итак, мы чётко видим, что одно (третье) значение является синонимом слова культ. О культе атеизма (кроме анекдотических попыток ранней Совдепии) мне, атеисту, ничего не известно, так что этот пункт опускаем. (Если хотите продолжить на эту тему – начинайте с описания культа атеизма. Постарайтесь придумать такой, которому бы соответствовали все атеисты, иначе не считается).

Остаются первые два значения. Первое – общая уверенность, второе – уже узко религиозная вера. Разница между «уверенностью» и «верованием» состоит в том, что убеждённого можно переубедить, а вот верующего – нет. Разве что обратить в свою веру, но это уже, скорее, к маркетологам. Здесь удобным проверочным словом будет соответствующий глагол: в первом случае верю заменится на уверен в, а во втором – на верую.

Чтобы прочувствовать разницу, вот вам два утверждения, использующие слово «верю»:

1) Я верю в единую теорию поля.

2) Я верю в пресуществление Тела Господня во время таинства причастия.

Если вы скажете «Я верую в единую теорию поля» в приличном научном обществе, вам закономерно посоветуют пойти в церковь и веровать там.

Если в костёле вы скажете, что уверены в пресуществлении, вас для начала переспросят, не перепутали ли вы слово, а потом, не менее закономерно, напомнят, что догматы Матери-Церкви – не предмет для уверенности или сомнений: ты в них или веришь, или не являешься католиком.


И фокус тут в том, что у атеистов нет того пункта, который отличает любую организованную веру – Символа Веры. Вот сформулируйте мне, какое такое неоспоримое утверждение является общим для всех атеистов? Я такого не знаю.

Более того, огромное количество атеистов (условно называемых «колеблющимися») формулирует своё отношение к богу/богам/любому прочему Единому Началу довольно мягко: у меня нет доказательств их существования; если будут – я пересмотрю свои позиции.

Иными словами, атеист-учёный вполне может сказать «Я не уверен, в дуалистичной природе света», или «Я не вполне уверен, что масса и энергия однозначно связаны количественным соотношением». Это может вызвать удивление, но не более, так как сомневаться – это естественное состояние для учёного.

А теперь для проверки представьте в такой же ситуации человека верующего. А лучше продемонстрируйте. Например...


«Я христианин, и я не уверен, что верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. Возможно, Иисус Христос не является Единым Господом, Сыном Божьим, рождённого от Отца, Единородного, и Святого Духа (*). Я не знаю, был ли Он рождён Бога от Бога и Света от Света, Бога истинного от Бога истинного. Может он не был рождён, может был сотворён, и вовсе не единосущий он Отцу, через Которого всё произошло как на небе, так и на земле (тоже, не уверен, может только на небе). Может не сошёл он и не воплотился, не совсем вочеловечился и страдал совсем немного, да и вовсе не ради нас, человеков, а так случайно получилось. А будет ли он нас судить мёртвых али живых – мне и вовсе неведомо. И оставьте в покое говорящих, что было время, когда не было Сына, или что Он не был прежде рождения и произошёл из несущего, или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или сущности, или создан, или изменяем. Анафема для таких не обязательна.

Но я христианин!»

(*) бонус для католиков


Или...

«Я иудей, и слушай меня, Израиль: Господь, Бог наш, Господь — возможно, не так уж и един. Есть вариант, что не только Он один создавал, создаёт и будет создавать всё существующее...» (и далее по всем 13 принципам).


Или...

«Я мусульманин, и вот что я вам скажу. Возможно есть и другие божества кроме Аллаха, и Мухаммад — только один из пророков Их...»

В общем, принцип поняли?

Хотите показать, что мы равны – вперёд, дерзайте.

А які ні – то ні.