– Шеф, в парке голубые дерутся с лесбиянками!
– И как там наши?
(с) анекдот

На днях прочитал занятную статью об истории Филиппин, которая, внезапно, имеет непосредственное отношение к современной Украине. История, вообще, – очень занимательная наука. Особенно история современности, поскольку видно, как разные группы стараются нарисовать картинку собственного (и чужого) прошлого так, чтобы самим выглядеть белыми и пушистыми, а некоторых избранных врагов выставить чудищами обло, озорно, стоглавно, стозевно и лаяй. Причём за выбор этих самых чудищ внутри общества идёт грызня посерьёзней, чем за реальные свершения.


Итак, Филиппины, возникли как колония Испанской империи в XVI веке, и три с половиной столетья их история была историей колонистов, туземцев и их борьбы. Потом на смену испанцам пришли американцы, и теперь история стала летописью борьбы двух метрополий друг с другом с туземцами в качестве статистов. А потом настала независимость, и та же самая история превратилась в описание славного прошлого Великой Филиппинской Нации, коварно порабощённой колонистами, но всё равно вернувшей себе наследие славных предков.

Филиппины, как мы по-прежнему помним, являются островным государством, каждый из малых островов в котором населён своим народом, а на самых больших вмещающее народоединиц и поболее – особенно в горах (которых на Филиппинах тоже хватает). И есть на Главном Острове Лусоне горная цепь, без изысков названная Кордильерами, а в самой её скалистой части – регион под названием Ифигао (вставить шутку по поводу названия на свой вкус). И знаменит этот регион своими террасами для выращивания риса, которые даже занесены в список памятников ЮНЕСКО.

6060c31423745.jpg
Вот эта красота (фото взято отсюда https://travelosyo.com/how-travel-changed-my-life/)

Первые известия об этих террасах мы получаем от испанцев около 1600 года, и звучат они приблизительно так: «Дикари сбежали от наших победоносных конкистадоров в высокие горы, где они уже полторы тысячи лет выращивают рис на искусственных площадках. А поскольку нам не интересны ни горы, ни рис, ни глупые дикари, то мы оставили их в покое, предоставив их некрещёным душам возможность гореть в Аду, раз уж им так хочется. Dixi».

Потом пришли американцы, попробовали установить с горцами из Ифигао деловые отношения, получили суровый отказ от местных старейшин и записали в учебниках, что тамошние дикари, уже 2000 лет возделывающие рис на террасах, настолько дикие, что не знают понятия торговли, а посему интереса для белых людей не представляют.

Национально-освободительное движение на Филиппинах, как это часто бывает, вынесло на вершину власти людей, которые представляли свой долг перед нацией довольно прямолинейно: надо взять плохую историю, написанную империалистами, поставить в учебниках по всему тексту минусы вместо плюсов, плюсы – вместо минусов, перекрасить чёрное в белое, а белое – в чёрное, и радоваться торжеству справедливости. Так новое поколение филиппинцев узнало, что уже 2000 лет назад их страна владела самыми передовыми сельскохозяйственными технологиями (даже раньше корейцев! Слава Филиппинам!), а богатству Лусона завидовали даже китайцы, но тут пришли коварные европейцы и попытались обманом это всё отобрать – однако гордый филиппинский народ заперся в неприступных горах и сохранил память о нашей былой славе, которую мы, современные филиппинцы, сейчас начнём возрождать!

Но время шло, и среди филиппинской интеллигенции появились представители новой волны антиколониалистов, которые под знамёнами Мишеля Фуко начали борьбу против порабощения через язык. «Посмотрите! – говорили они. – Использование колониального языка ведёт к заимствованию их шаблонов и представлений о нашей истории. Почему мы, собственно, решили, что нашим славным террасам 2000 лет? Потому что так сказали испанцы? Да кто они такие, чтобы определять возраст наших памятников?».

Филиппинские горы – отнюдь не самое приятное место для раскопок, однако борьба с колониализмом на уровне языка – это прекрасная тема для грантовых заявок во всяких западных фондах. На террасы Ифигао отправился сводный отряд археологов из США и единственного института археологии Филиппин. Результаты, как в пошлом кликбейте, ошарашили всех. Оказалось, что выращивать рис в Лусонских Кордильерах начали только после... прибытия испанцев.

Скандал получился зачётный. Филиппинские институции, заведующие патриотизмом и приумножением национальной гордости, немедленно нашли в докладе исследователей покушение на Великую Народную Историю. Заморских археологов обвинили в работе на Сороса и глобалистов, местных – в грантоедстве и потакании Западу. Руки прочь от нашего 2000-летнего Ифигао!

Впрочем, скоро был найден компромисс. Исследователи поспешно разъяснили, что террасам таки да 2000 лет (ну ладно, 1500), но только раньше они были маленькими и использовались исключительно для выращивания таро. А вот с приходом испанцев филиппинский народ осознал необходимость антиколониальной борьбы, создал современное государство, начал централизованно расширять посевные площади и настолько укрепился, что сумел сохранить независимость. Все облегчённо вздохнули (особенно владельцы туристического бизнеса, которым никак не улыбалось менять в буклетах возраст с 2000 лет на какие-то жалкие 400). Филиппинское государство подало в ЮНЕСКО заявку по поводу исправления паспорта памятника, но «забыло» заполнить некоторые анкеты, в результате чего для всего мира объект по-прежнему датируется приблизительно нулевым годом. В таком статусе террасы Ифигао и продолжают существовать поныне: для учёных – 400-летними, для туристов и патриотов – 2000-летними.


Казалось бы, при чём здесь Лужков Украина?(с)

Да в том, что мы также относимся к числу постколониальных государств, и нам характерны ровно те же проблемы с исторической памятью. Как описать действия колонизаторов так, чтобы кто-то случайно не нашёл в них позитив? Как рассказать о «наших» достижениях, вырезав из картины «врагов»? Как проследить национальные корни настолько глубоко, чтобы никто не подкопался и не посмел усомниться в нашем праве на собственные земли?

В поисках «нашего славного пути» неизбежно возникают ситуации, аналогичные с вышеописанной историей о Филиппинах. Возникают «славянские резы» и Велесова Книга. Возникает украинская Аратта, украинские охотники на мамонтов и всякая прочая родина слонов. Не мы первые на этом пути, и не мы последние. Все эти колониальные травмы уже давным-давно описаны и классифицированы, даже целая дисциплина есть – «Постколониальные штудии». Проблема в том, что занимаются этими проблемами в основном люди, которых у нас часто ласково называют «леваками». Ну, так уж сложилось, что последствия колониализма исследуют те, кому не чужды идеи равенства. А вы же понимаете, разве могут леваки написать что-то правильное? Отож. Потому наше общество успешно идёт по Пути Великих Грабель, пройденном уже не одной нацией и не одним государством, а неизбежные удары... ммм... судьбы, объясняет происками Врагов(тм).

Кстати, подобное отрицание проблем постколониализма тоже является предметом исследования постколониальных штудий. Но поскольку они тоже написаны леваками... ну, что я вам буду за рекурсию объяснять...


Acknowledgments

А вот та статья, с которой для меня открылась первая страница Великой Филиппинской Истории :)

https://www.archaeology.org/issues/299-1805/letter...


Данный блог является научно-популярным. В статье могут быть изложены точки зрения, отличные от мнения автора.


ОБЪЯВЛЕНИЕ!!!

И не говорите потом, что не видели.

Случилась радостная весть – у меня таки выходит очередная книга в издательстве «Баловство». Продолжение «Сказок Нового Времени» (можно даже сказать, вторая часть) — «КАК ПОЖИВАЕТ ВАШ ИМПЕРИАЛИЗМ?». Предзаказ открыт здесь

https://docs.google.com/forms/d/1Rl0dHJJ9t6wAN_YMR...

В порядке саморекламы

Вашему вниманию предлагается уже три (!!!) книги:

1. Сим объявляется подписка на новую книгу Хавра «Величний Світанок OFTHEMAYBUTNIE». (вполне себе приключенческую! «на злобу дня, месяца, года, века!..» ;-) Спешите добыть -- и не говорите, что не слышали! :)))

https://balovstvo.me/khavr/svitanok

2. Перед вами единственная и уникальная (вру, третья и улучшенная) форма для заказа книги Алекса Хавра «Сказки Нового Времени, или что вам не говорили в школе, да вы и не спрашивали». Спешите, последняя гастроль в этом тысячелетии!

https://balovstvo.me/skazki-novogo-vremeni

3. «А потім прийшов Цезар…» видавництва «Фабула»

https://fabulabook.com/product/a-potim-pryjshov-tsezar/

В порядке саморекламы-2

Канал в Телеграме: https://telegram.me/KhavrHistory

Мои гениальные работы, вдохновляющие цитаты и просто материалы на историческую тему, которые мне кажутся интересными :)

Если у вас внезапно есть желание поддержать исторический Провал канал, чтобы он не сильно проваливался, или вы просто хотите меня поблагодарить, то вы можете сделать это здесь

https://balovstvo.me/donate/khavr