Abstract
О просвещении детей начальства, о раннесредневековом лизинге, а также о важности школьных диктантов в изучении античной истории

– Отправьте его, лучше, учиться.
– Суров ты, батюшка...
(с) Старые песни о главном-3

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЕРМАНИЯ
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. TERRA GERMANICA

Помните, мы уже говорили о том, как Хлодвигу удалось вписать себя в историю, добазарившись с местными епископами. Так вот, о последних следует рассказать отдельно.

Во-первых, в те первозданные времена развивающегося христианства именно епископ был ключевой фигурой в церковной иерархии. Епископ же – это избираемый общиной пастырь, а не назначенец из центра (собственно, и центра тогда ещё не было, но об этом позже). Казалось бы, в чём его суперспособность, если за ним не маячит мощный центр, выставить свои дивизии в поле он не может, да и вообще, кто такой этот жалкий человечишка в сравнении со славными воинами, которым убить старикашку – плёвое дело? И тут перед нами (точнее, перед варварскими рексами) во весь рост встаёт вопрос легитимности.

Легитимность – это такое умное слово, которое обозначаёт чёткий и доступный простым труднармассам ответ на сакраментальный вопрос: «Кто ты вообще такой и чего тут раскомандовался?». И над королями франков, как мы помним из предыдущей части, он нависал, словно налоговый инспектор над ФОПом; ведь надо было ежедневно доказывать огромной толпе претендентов: братьев, дядьёв, сватов, корешей и прочих ответственных лиц, – что именно ты, ты и только ты достоин хранить общак и следить за справедливым разделом добычи (основные функции короля тех времён). И кто в этих тонких материях мог помочь лучше, чем человек, который 1) владел монопольным правом на образование во всей округе, 2) умел красиво говорить (напомню, что епископ – это в первую очередь проповедник, пастырь) и 3) мог при случае сослаться на Большого Небесного Пахана, которого стремались даже непобедимые урки и знатные гоп-стопщики королевства?

Правда, епископы были вредными людьми и требовали странного(тм).

Не убий! (Как это вообще?). Не прелюбодействуй! (Ну ваще...). Не приноси чёрную курицу в жертву идолу! (Здрасте, а кто мне удачу в бою дарует?). Не бери вторую жену... и третью тоже... (Блин, правду говорят, что священникам яйца отрезают, раз они такое требуют). ...и убивать первую, чтобы взять вторую – тоже нельзя! (Блин, он что, мысли читает?).

Но перечить им было стрёмно, потому что Большой Небесный Пахан, говорят, умел наводить сильную порчу, от которой не спасала ни одна ведунья. И хуже того, епископ мог отлучить тебя от церкви – и тогда у каждого чёткого пацана появлялись на тебя понты. Прецеденты были, и мерзкие священники не забывали о них напоминать в каждой проповеди, ссылаясь при этом на каких-то непонятных филистимлян и агарян.

60938a8d4a76c.jpg
Григорий, епископ Турский, пытается объяснить королю Хилперику I
, что братьев надо любить, а не убивать

Так что терпели и даже отдавали детей в обучение. Ну, чтобы хоть те смогли понять, о чём талдычат эти парни в рясах. И дети поняли...

А мудрые епископы знали, что путь к победе коммунизма истинной веры лежит через сердца детей (кто сказал «ацтеки»?). Особенно детей начальства. Поэтому за их обучение брались без сомнения лучшие умы королевства: знающие латынь, умеющие писать, знающие наизусть десятки псалмов и обладающие талантом восславлять Господа тридвунадцатьми способами – а большего и не надо.

А потом эти дети выросли...

Так незаметно пришёл конец эпохе Паханов и настали времена идейных борцов за светлое будущее.


Началось всё с Карла по прозвищу Молоток, майордома (т.е. начальника отдела кадров управляющего) на службе у последнего короля из рода Меровингов. Во времена его молодости в Европе всё было плохо и Конца Времён ожидали со дня на день. Кроме коррупции, дороговизны и сообщениях о появлении НЛО двуглавых коров – свидетельств, не меняющихся тысячелетиями – был ещё один знак. Бесспорный. Пришествие племён Гога и Магога. В это раз они пришли под псевдонимами «авары» и «мавры», соответственно. Первые заняли экологическую нишу гуннов на Паннонских равнинах, создали там паханат каганат и принялись терроризировать как Византию, так и более ничтожных современников постоянными нападениями своей непобедимой конницы из лансеров – копейщиков, впервые познакомивших Европу с таранным ударом (который, в свою очередь, использовал другую технологическую новинку из далёкой Центральной Азии – жёсткие металлические стремена). Магоги же прибыли с юга, нахрапом захватив Гроб Господень, Египет, Африку и Испанию, а теперь подбирались к готам из графства Тулузского.

Карл решил бить одних басурман при помощи других и организовал конницу по аварскому образцу: на тяжёлых породистых конях, в доспехах (доступных технологиям рейнских мастерских), с длинными пиками-лансами и, конечно же, действовавшую в стиле, аналогичном аварскому – таранным ударом с разбега. Удовольствие это было не из дешёвых. Своих коней таких статей почти не было, да и доспех зачастую приходилось покупать за бугром (т.е. у Византии). За такую же сумму можно было содержать сотню старых добрых дружинников с топорами и деревянными щитами, но вот беда – даже сотня таких пехотинцев ничего не могла поделать с копытным чудовищем, набравшим разбег, так что выбора-то особо и не было.

60938a9b65d75.jpg

60938aa274be3.jpg
Франкская конница, оригинал и реконструкция

Денег на покупку такого счастья у большинства франков не было, а майордому требовалась армия. Выход был найден – желающим повоевать за короля конь и вооружение сдавались в лизинг: мол, повоюй – и тогда это богатство станет твоим. Договор сдачи в аренду с возможностью дальнейшего акта дарения, как и положено, скреплялся обоюдными клятвами: арендатор клялся использовать орудия по назначению и слушать приказы старших, хозяин оборудования – не чморить подчинённых и вести себя по понятиям... простите, как честный христианин. Гарантом выполнения обязательств сторонами служил священник. Так появилось то, что через несколько столетий превратится в институт рыцарства.

Ударный отряд таких всадников в 732 году переломил ход битвы против мавров, которые, взяв Тулузу, отправились грабить местность за Луарой. Карл подстерёг их, отягощённых добычей и не сильно рвавшихся умирать за Пророка, где-то под Туром или Пуатье (битва была настолько эпичной, что никто точного места не запомнил) и расколошматил подчистую. После такой славной победы настал черёд раздачи слонов, и многие славные всадники, ровно как и благословивший это предприятие епископ, получили бонусы и +10000 золота. А что же король? А о нём забыли. Победителем вернулся домой Карл Мартелл.

60938ab4e37f0.jpg
Конная битва (из Штуттгартского псалтыря,
IX век)

Но всё это ерунда по сравнению с благочестием, которое Карл испытывал, совершая все эти подвиги. Вместо военного переворота он преклонил колени перед распятием Христовым и смиренно отправился служить дальше, хотя крики «Карла на царство!» звучали вполне открыто.

В общем, не стал Карл королём. Королём стал его сын, Пипин Короткий (то бишь младший, чтобы отличить от предыдущих Пипинов в роду, Среднего и Длинного, соответственно). Естественно, под такое дело нужна была не только большая наглость и много добычи, но и Большая Отмазка... то есть благословение Божье, данное прямо, очевидно и непосредственно, чтобы никакая сволочь не подкопалась. И Пипин делает ход конём: обращается не просто к одному из местных епископов, которые были, конечно, людьми уважаемыми, но чересчур уж местными и оттого не настолько страшными, а к такому авторитету, который мог нагнуть даже Божьего пастыря локального уровня – к держателю престола Святого Петра в Риме, папе.

60938ac2a273b.jpg
Пипин Короткий, король франков (751–68), изображение начала
XII века

И вы знаете, папа не отказал Пипину Карловичу. Сделка была вполне взаимовыгодной: папа мог устроить проблемы тем, кто вздумает кричать, мол король-то ненастоящий; а король мог прозрачно намекнуть некоторым излишне самостоятельным мыслителями, что папа – не просто первый среди равных, а намного равнее прочих. Естественно, обязательным пунктом в программе шло и образование молодого отпрыска корня Пипинового, названного в честь деда Карлом.

Карл был юн и горяч, и такими же были его друзья. Но кроме того он был богобоязненным и воспринимал учение, воспринятое от епископов и монахов, чересчур уж всерьёз. По рассказам современников молодой король очень любил, чтобы ему читали вслух «Трактат о Граде Божьем» Блаженного Августина (который на самом деле был о «муниципии Божьем», то есть, самоуправляемой общине, но это было потеряно в переводе) – своеобразной смеси научной фантастики и фентези тех времён, в котором повествовалось о Светлом Будущем мира.

Путь к Светлому Будущему выглядел так. Поначалу люди будут и дальше копошиться, як ті чєрві. Недолго, лет 200–250 (по уверениям лучших богословов, специализирующихся на Апокалипсисе). Потом на царства земные с Конца Земли придут безбожные племена, чтобы анально покарать гордых князей и прочих грешников. Потом четыре зверя, сбежавшие с острова доктора Моро, устроят на небе гала-концерт. Под шумок перформанса Антихрист сканает с зоны и сныкается в царстве, где всё уже будет готово к его приходу. Там он будет успешно прельщать чудесами популизма слабых духом в течение 3.5 лет, после чего сбросит маску и устроит Царство Нестерпимо Кошмарного Ужаса ещё на такой же срок. А потом архангел Гавриил протрубит побудку и Иисус опять сойдёт с Небес во главе воинства ангелов. Зло будет побеждено, а мёртвые подняты и по результатам Последнего Суда привлечены к криминальной ответственности в соответствии со статьям УК и Святого Писания. И установится на земле Град Божий, в котором от каждого будет по способностям и каждому – по грехам его, с колбасой по 2.20 и бесплатным кредитом без процентов прямо сейчас, не упусти свой шанс! Хэппи Энд.

60938acf493a9.jpg
Апокалипсис, каролингская версия, Тур, первая четверть
IX века

Как уже было сказано раньше, друзей Карл подобрал под стать себе: молодых, рьяных и страждущих за истинную веру. И как это часто бывает в молодёжных тусовках, идея возрождения Царства Христова на земле их увлекла, а поскольку с ними был не кто-нибудь, а сам Божьей милостью король франков, то грань между «возможно» и «реально» для них была очень тонка, практически незаметна.

Ведь дело в чём? Обязанности короля (рекса) состояли вовсе не в управлении. Боже упаси, зачем править людьми? Они что, идиоты, не знаю, как землю пахать или скотину выпасать? (Других занятий для простых людей идеология тех времён не предусматривала). Дело короля – защищать подданных от врагов, следить за соблюдением добрых (то есть старинных) обычаев и следить за благочестием. Ибо мандат от Неба король получал под очень строгие обязательства – именно он отвечал своей душой за спасение душ своих подданных. Стрёмно, я вам скажу. И Карл реально стреманулся, ведь он-то понимал, насколько хреново обстоят дела со спасением душ в его землях: на всё обширное королевство не нашлось бы и пятидесяти праведников... ну ладно, 45... ок, тридцать... всё, 10 – и больше не торгуйся. Лот продан, Содому капец!

Да что уж там говорить! «Отченаш» не могли произнести без ошибок даже большинство священников, а уж о понимании всех условий спасения имело представление не больше дюжины умников. Доколе!

Итак, задача ясна, цели определены – спасти свой народ! Для начала хотя бы научить молиться не старым языческим камням, на которых миссионеры двести лет нацарапали крест, а глядя внутрь, в свою совесть, в свою душу. А что является залогом массового народного образования? Правильно, кадры!

60938addf020a.jpg
Рабан Мавр (780– 856) и Алкуин Флакк (ок. 735–814) просят архиепископа Отгара Майнцкого оставить автограф на их книгах. Все трое – знатные деятели Каролингского Возрождения

И в главные города франкского королевства (столицы как таковой не было, хотя из всех резиденций Карл более всего предпочитал Аахен) приглашаются лучшие мыслители христианского мира – монахи и богословы, для организации ВПШ церковных школ. Поскольку для обучения чтению и письму требуются учебники, то из старых сундуков (да, в буквальном смысле) достают недосгнившие пергаменты и папирусы с произведениями тех латинских классиков, которых отцы церкви сочли не очень прельстивыми для молодых умов, и дают юным оболтусам для переписки. Именно так до нас дошло 2/3 известных античных текстов – в виде школьных диктантов. Это аномальное повышение среднего уровня грамотности среди населения вошло в историю под названием Каролингское Возрождение.

продолжение следует ЗДЕСЬ

https://site.ua/khavryuchenko.oleksiy/35509-imperi...