Abstract
О реакции Ректоратмана, о Диком Западе в отдельно взятом ВУЗе и об антропоморфных дендромутантах, выходящих из-под топора тесли

Своїми експертними висновками (щось я раніше не помічав, щоб він розбирався в інформатиці) він доводить, що керівництво університету прийняло на роботу псевдонауковця. Це верх цинізму. Якщо маєш свою думку – є Вчена рада університету, де можна виступити, пояснити. Є кабінет ректора.
(c) Юрій Тесля, декан факультету інформаційних технологій, КНУ імені Тараса Шевченка

Просто написать свои соображения относительно организации своей работы проректору Мартынюку религия не позволила? Обязательно надо было через ФБ выеб...ся? Про режим работы зимой известно было ещё весной, было время и предложения подготовить, так нет, постебаться захотелось. Мерзко это и подло.
(c) Володимир Кравченко, Завідувач науково-дослідного сектору «Центр економічних досліджень», Київський національний університет імені Тараса Шевченка

Открытое письмо ректору КНУ Л.В. Губерскому вызвало у некоторых моих знакомых, далёких от науки, закономерный вопрос WTF? Кроме того, ряд читателей пожаловался, что оно написано с расчётом «на своих», поэтому «не своим» мало-мало совсем непонятно. Как любой порядочный вампир, вурдалак и вообще несуществующее создание, я только и жду приглашения. Так что вот вам краткое объяснение, что таки происходит в нетрях «самого элитного ВУЗа Украины»(тм), и даже немного пророцтв страшних(с).

О морально-этических качествах нынешнего руководства КНУ я уже писал (раз, два), так что буду краток: эти комсомольцы с дипломами ортодоксального научного марксизма-ленинизма слабо понимают, что за странное и сложное создание попало им в руки, потому пытаются втиснуть Университет (с, без шуток, 180-летними традициями) в прокрустово ложе своих представлений об «управляемости». Там, где дело касается «гуманитарных» (в кавычках, ибо представления о гуманитарных науках у этих профессоров тоже остались на уровне советских 60-х) дисциплин, ещё можно вилять, но у «естественников» – реальные проблемы.

Основной задачей учёных руководство КНУ видит написание отчётов и просиживание штанов на строго заданном рабочем месте. Из расчёта: сколько часов на месте – столько работы. Никаких других представлений о практике научного исследования у них, как видно, нет, да и не может быть. А чтобы учёные не дай бог не смели ходить с места на место с предосудительными целями: обсуждать научные новости и проблемы (я уж молчу о такой странной особенности, что научный сотрудник может работать в разных помещениях по одной простой причине – разные задачи требуют разного оборудования), – по факультетам с завидной регулярностью шастают ректоратские проверки. Ну, и в качестве вишенки на тортик – в 20:00 сотрудники обязаны покинуть помещения. Ибо 1) экономия электроэнергии; 2) а кто их знает, что они там ночью делают? А вдруг они трахаются на лабораторных столах наркоту и бомбы варят?

И вообще – учёный обязан планировать свой эксперимент так, чтобы он закончился в рабочее время(с). Что не ясно?

(Не думайте, что я эти аргументы выдумал – это всего лишь краткая вытяжка из общения с несколькими «говорящими проректорами» КНУ).


Однако, что я всё о науке. Не для того существует универ...

(Да, чуть не забыл. Мало кто снаружи КНУ понимает, что не все его сотрудники – преподаватели. В рамках универа существует научно-исследовательская часть (НДЧ), фактически научно-исследовательский институт. Его сотрудники – учёные, а не педагоги, просто они работают в тех же помещениях, что и другие...

Так вот, обратно к делу...)

Мой коллега не устаёт повторять: «КНУ – как Дикий Запад: есть преподы – это белые люди, есть инженеры – это негры, а есть научные сотрудники – это индейцы, и их сгоняют в резервации». Поскольку проблемы индейцев, как известно, шерифа не... колышут, то поговорим о белых (или хотя бы о white trash).

Им тоже не сладко. Три года назад КНУ творчески переработал идею Кличко об экономии газа и закрыл на два зимних месяца все корпуса. Ради этого учёбу перевели на 6-дневку, сократили летнюю сессию студентов выгнали из общаг, а преподам поставили задачу на коленке в последний момент переписать учебные планы. Сотрудников НДЧ (учёных) «нагнули» и заставили написать «по собственному желанию» заявления на неоплачиваемый отпуск и урезание собственных ставок. (Как-нибудь, когда меня совсем разозлят, я некоторые истории того периода расскажу в лицах).

«Экономия бюджетных средств» пришлась ко вкусу университетскому начальству, и год назад оно попыталось провернуть этот фокус ещё раз. Вышел огромный скандал, потому что часть студентов реально возмутилась и начала «бузить». Их организация – ШеваПил – устроила ряд акций с привлечением прессы, и ректорат резко дал заднюю. Студентам это, как вы можете догадаться, вылезло боком: часть из них тут же отчислили (я об этом писал в марте), а остальных вынудили закрыть общество.

В этом году ректорат подготовился с юридической стороны: с весны уведомил преподов, чтобы те подкорректировали учебные планы и подготовились к «дистанционному обучению» (впрочем, под бумагами зачастую до сих пор нет подписей — вот такое «ноу-хау»). Вопрос о том, чтобы продолжать работать в обычном режиме, даже не ставился. «По желанию трудящихся», конечно же.

Правда, про «науку» опять забыли. Ну, да кого интересуют эти индейцы в резервациях...

«А что в этом плохого?» – вправе спросить вы.

Да в том, что нынешнее руководство КНУ не просто поголовно «комсомольское», но ещё и имеет очень специфическое образование – философское... точнее, марксизма-ленинизма. И о естественных науках, как и о её законах и изучении, имеет весьма странные представления.

Они действительно думают, что основные знания студенты-естественники получают на лекциях, а практикумы и лабораторные работы – это пережиток прошлого. Они действительно верят, что учёные работают по графику (правда, постоянно уходят от вопросов «но как?»). Они действительно не понимают, что естественные процессы нельзя остановить в приказном порядке и «холодный рестарт» лабораторных исследований означает провал в работе на несколько дополнительных месяцев.

Они истово верят, что студентам для обучения достаточно книг и времени. Они никогда не слышали о несчастных случаях в лабораториях, не видели оторванных пальцев и обожжённых глаз. Они не понимают, в чём суть менторства (mentoring), когда преподаватель буквально стоит рядом со студентом и показывает, а потом контролирует выполнение элементарных вещей: как держать посуду и приборы, как стоять под тягой, как двигать руками, чтобы не задеть соседей и установки... в общем, те сотни мелочей, которые нужно несколько раз увидеть и попробовать самому, потому что никакая книга или видео-курс этого не дадут...

Хуже того, они и не желают этого знать (дал бы ссылку на душевную беседу с профильным проректором – да ВК уже на замке). Чтобы заслужить их внимание, нужно быть «шишкой», а чтобы стать «шишкой» – надо следовать их правилам. Замкнутый круг.

Последствия потихоньку начинают проявляться во всём своём неприглядном уродстве.

Если вы слышали о скандале с деканом Теслей и его «теорией разумной материи», то будьте уверены, это не случайность, а закономерность. Высшие чины КНУ и далее поддерживают Теслю и считают, что его «травят за его нестандартное мышление».

Ведь чем занимаются в их понимании учёные?.. А непонятно... А вот Тесля – он им близок и понятен. «Разумная материя», это же так просто...

Не думайте, что Теслей всё ограничивается. Без малого два года назад на «гуманитарном форуме» университета всерьёз обсуждался вопрос о внесении креационизма в курс обучения биологов (об Этическом Кодексе Работника Университета я лучше помолчу, чтобы избежать мата).

Вот потому для них закрыть университет на два месяца – это сплошная прибыль. Ну, посидят люди дома. Все ж только об этом и мечтают, не так ли?

Кстати, Красный (центральный) корпус и здание для обучения зарубежных контрактников остаются открытыми. Почему? «Потому что потому что»(с).

На прошлой неделе выяснилось, что примеру КНУ решила последовать и Львовская Политехника... Ну-ну...


А тем временем закрытие корпусов на зиму чётко выявило, кто есть ху в университете. Те, кто хочет «походить на пары и получить диплом» – как преподы, так и студенты – уже готовятся к долгим весёлым каникулам, слегка «подмоченным» необходимостью «дистанционно образовываться».

А те (скажем честно, немногие), кто хочет учить и учиться – уже нашли варианты, как не провести время даром. И что-то у меня возникает ощущение, что ещё пара таких фокусов – и они не захотят возвращаться «к родным пилястрам и колоннам», а останутся там, где учёба – это интересно и нужно.

А университеты, возглавляемые орденоносными знатоками марксизма-ленинизма, придут к своем логическому совершенству, превратившись в организации, штампующие дипломы.

Amen.

Acknowledgments

Ни один декан при написания текста не пострадал. Пока что.

Данный блог является научно-популярным. В статье могут быть изложены точки зрения, отличные от мнения автора.