Abstract
О конкурсе на звание богоизбранного народа, мощи наших башен и потомках патриотов

Генрих. Но позвольте! Если глубоко рассмотреть, то я лично ни в чем не виноват. Меня так учили.
Ланцелот. Всех учили. Но зачем ты оказался первым учеником, скотина такая?
(с) Евгений Шварц «Дракон»

…Неужели же, чёрт возьми, гадко всё, что в человеке от животного? Даже материнство, даже улыбка мадонн, их ласковые мягкие руки, подносящие младенцу грудь… Да, конечно, инстинкт, и целая религия, построенная на инстинкте… наверное, вся беда в том, что эту религию пытаются распространять и дальше, на воспитание, где никакие инстинкты уже не работают, а если и работают, то только во вред… потому что волчица говорит своим волчатам: «Кусайте, как я», и этого достаточно, и зайчиха учит зайчат: «Удирайте, как я», и этого тоже достаточно, но человек-то учит детеныша: «Думай, как я», а это уже – преступление…

... А вдруг через пятнадцать лет окажется, что и нынешний я так же сер и несвободен, как и в детстве, и даже хуже, потому что теперь я считаю себя взрослым, достаточно много знающим и достаточно пережившим, чтобы иметь основания для самодовольства и для права судить.
(с) А. и Б. Стругацкие «Гадкие лебеди»

Нет, вероятно, ни одного народа, который хотя бы в какой-то период истории не считал себя избранным или уникальным. Не миновала, как видно, чаша сия и украинцев.

Глядя на многочисленные рефлексии в сети, понимаешь: многие почему-то считают, что мы первые попали в это дерьмо под названием война. Что ни на одну страну в мире прежде не нападал более могущественный сосед, что у других не гибли друзья и близкие, что остальных при этом не терзали боль и страх, что в дальних и соседних странах никто и никогда не пытался сделать на этих чувствах политический капитал.

Невежество – это спокойная гавань в тяжёлые дни. Меньше знаешь – всегда есть повод списать ошибки на недостаток информации. А тем временем находить упоение в потоке звериных чувств: жестокости, унижении других, самолюбовании и тяге к доминированию – оправданных тем, что обращены они против врагов: внешних или внутренних, реальных или выдуманных. С врагом же всё дозволено, не так ли?

Патриотизм в общественном мнении стал синонимом невроза. Патриот не может быть спокойным: он обязан нервно вскидывать голову, повсюду искать предателей и биться в корчах при упоминании слова кацап. Пускать пену не обязательно, но подобный гражданский подвиг однозначно поможет вам доказать, что вы любите Украину куда больше вот того подозрительного типа, устало вздыхающего при повторении затёртых за четыре года шуток о москалях.

Люди хотят дешёвого способа чувствовать себя выше, лучше, избранней хоть кого-то другого – и рядом всегда находятся поставщики такого идеологического фаст-фуда. Скажи человеку, что он лучше, потому что говорит на украинском – не то что эти помоскалені східняки. Или что он говорит на правильном украинском – не то, что всякие суржиковатые плебеи. Или что он настоящий украинец, потому что напрягся и усилием воли выкинул из своей памяти фильмы Рязанова и песни Высоцкого – не то, что всякие имперцы и хомо советикус из соседней квартиры, до сих пор слушающие «ГрОб».

Или «не служил – не мужик!». Ну, а если служил, то ЗСУ сделало всё, а добробаты только понтовались. А если он тоже из ЗСУ, то «79-ка – это настоящие солдаты, не то что „паркетная“ 95-я»...

И всё, человек твой. Потом можно вязать из него нужные узлы или бросать между жерновами истории: перемелется – мука будет. Костяная.


Ну, бог с ними, с нашими современниками. Всегда есть надежда, что будущее поколение – уж оно-то точно будет украинским, не-москальским, не-имперским. Главное – правильно их воспитать.

И вот тут-то нас и поджидает с гнилой усмешкой дьявол-историк.

Линейное мышление, свойственное абсолютному большинству людей, подсказывает: чем больше времени и внимания уделяешь патриотическим мероприятиям – тем более патриотичными будут дети.

Страшна помилка!(с) Альф

Поначалу, конечно, всё будет казаться именно так. Дети поют гимн, положив руку на сердце, знают, что россияне – враги, мечтают взять в руки оружие, чтобы защищать Родину. Так, вероятно, будет лет ещё 15.

Но потом настанет время подросткового бунта. Неважно, насколько лучше вы сделали жизнь детей по сравнению со своим детством – подростки эгоистичные и самовлюблённые существа во все времена и в любых краях. Они не будут помнить о наших чувствах в эти страшные годы, война (прошлая или всё ещё текущая) будет для них делом привычным – а разум, подстёгиваемый гормонами, будет желать нового. И подтолкнёт протестовать против старого – просто потому, что оно старое.

И на наших глазах вчерашние пластуны и участники детских коллективов народных танцев начнут одеваться в нечто, что им будет казаться самым раздражающим для «родаков» – например, пионерские галстуки и мешкообразную советскую форму. (Естественно, она будет скроена так, чтобы в ней было удобно ходить – но откуда подросткам знать, какой была настоящая школьная форма в 80-е?). Будут слушать «запретные» песни российских бардов и смотреть презираемые родителями советские комедии.

Зачем? А низачем! Просто чтобы вас побесить. А это будет легко, учитывая сформировавшуюся у нас на глазах традицию отрицания всего, что пришло из СССР. И нарушение любого из этих запретов будет помогать подросткам самоутвердиться в своей среде, далёкой уже от ваших проблем и идеалов. Каждая вспышка вашего ответного гнева будет только придавать сладости запретному плоду.

Бунт, конечно, пройдёт, но очень нескоро. И появится целое поколение украинцев, которые будут «верить в мышебратство» просто потому, что вы его подчёркнуто отрицали.

Не верите? У нас такого не будет? Мы ведь уникальные, да?


Что ж, заглянём в анналы истории.


США очень неохотно вступило во Вторую Мировую войну против Германии. Во-первых, не смотря на перемежающуюся уже 40 лет политику «большой дубинки» и «длинного доллара» (в смысле, силовой или экономической экспансии США за пределы своих границ), традиционные позиции изоляционистов были очень сильны. Во-вторых, в стране была очень популярна нацистская идеология, причём поддерживали её в том числе влиятельные люди, считавшие, что «всё правильно Гитлер делает» (к ним относились, например, знаменитый Генри Форд и медиа-магнат Уильям Херст).

Чтобы переломить общественное мнение (и естественное нежелание ехать умирать на противоположный конец земного шара), была на полную мощность запущена пропагандистская государственная машина. Не было ни одного забора, ни одной стены, с которой плакатная красотка или не менее бумажный вояка не рассказывал бы о том, как это круто – надрать «фрицам» и «джаппам» задницу (а нам в наследство от тех времён остался популярный жанр пинапа). С той же методичностью работали пресса, радио и кино.

Гитлер отравился, император Хирохито признал капитуляцию Японии, но война не закончилась, просто стала Холодной – и машина продолжала прессовать американцев лозунгами о том, как ужасны и вредны комми. Против комми надо было сражаться по всему миру – в Европе, в Греции, в Турции, в Корее и, наконец, во Вьетнаме.

И тут, 20 лет спустя, система сломалась. Пропаганда по-прежнему шла, но молодёжь больше не желала массово вставать под звёздно-полосатое знамя и ехать в Сайгон. Напротив, они с превеликим удовольствием, а часто и с риском для жизни, здоровья или будущей карьеры попирали все ценности, которые им так усердно вдалбливали с момента рождения: национальные символы, гимн и флаг, сами тезисы об американской демократии и миссии США в мире. Make Love – not War! Дети цветов, хиппи, наркота и беспорядочный образ жизни. «Мы будем читать левые газеты, потому что они говорят не то, чему нас хотят научить!». Молодёжь мстила старшему поколению за то, что те хотели заставить их жить по-старому.

В 1968-70-х годах противостояние достигло предела – ряд университетов перешёл к открытому бунту. На демонстрациях пролилась кровь тысяч людей. Да, государство подавило волнения – но утратило моральный мандат. Через несколько лет пришлось смириться с очевидным и уйти из Вьетнама. Для США началась затяжная полоса проблем, поставившая под вопрос их мировое лидерство.

Это был, вероятно, крупнейший моральный кризис США со времён Гражданской войны 1861-65, и его отголоски ощущаются до сих пор.

Очень похоже развивались события и во Франции.

Униженные немецкой оккупацией и тяжело переживающие массовый коллаборационизм по время войны, французы надолго нашли отдушину в показном патриотизме. Генерал де Голль был не просто националистом, а и идеалистом, и его идеалом было государство, в котором нация действительно была бы превыше всего (напоминаю, что французское nation имеет иной смысл чем наше нация). Сытый и гордый своей страной гражданин – так видел рядового француза спаситель страны. И государственная монополия на радио и телевидение, с патриотизмом в нагрузку к каждой передаче, казалась приемлемой ценой за эти блага.

Голодные и униженные французы 40-50-х прекрасно понимали де Голля. А вот с теми, кто поступил в университеты в середине 60-х, фокус внезапно не прошёл. Первый же намёк на экономический кризис (который прошёл так же быстро, как и начался) привёл к знаменитому майскому бунту 68-го года, когда значительная часть Парижа покрылась баррикадами и освещалась пожарами.

5a7058ce081e8.jpg

5a7058d21650f.jpg
«Мы не хотим жить в мире, где за уверенность в том, что не помрёшь с голоду, платят риском помереть со скуки
«С 1936 года я боролся за повышение зарплаты. Раньше за это же боролся мой отец. Теперь у меня есть телевизор, холодильник и „фольксваген“, и всё же я прожил жизнь, как козёл. Не торгуйтесь с боссами! Упраздните их!'
«Алкоголь убивает. Принимайте ЛСД!
И, конечно же «Запрещать запрещено!»

Внезапно оказалось, что молодёжь не ценить ни сытость, ни национальную гордость. Старики за нацию и государство – значит мы пойдём в анархисты, маоисты, троцкисты, гошисты, марксисты... в любую левую секту, которая выбесит надутую профессуру и увешенных орденами чиновников.

Армия – основа и гордость Франции? «Е...ли мы вас, тупые солдафоны!» – ответила молодёжь.


Можете ещё посмотреть с 46-й минуты. Там без слов всё понятно

Де Голль не отступил и через полтора месяца на досрочных выборах одержал убедительную победу. Но уже через год его популярность упала настолько, что ему пришлось уйти в отставку. И все знали, что дело в «красном мае 68-го».


Ну, и что? Ведь не развалились ни США, ни Франция.

Да, но у них под боком в тот момент не было агрессивного соседа, готового сожрать их при малейшем проявлении слабости. Иначе, как знать...

Мы живём в мире, который переродился заново в событиях 68-го, и попросту не представляем его другим. Поэтому нам трудно осознать, что этот молодёжный бунт радикально изменил жизнь и политику ведущих стран мира на десятилетия вперёд. Студенты выросли, заняли место в обществе – и начали его развивать так, как им казалось правильным на тех легендарных баррикадах и манифестациях. Франция из ультра-националистической страны стала и до сих пор остаётся флагманом левачества в Европе, отодвинув в сторону даже традиционно анархистскую Италию.

Американская университетская среда является не просто леваческой, а нео-марксистской. Это целостная система из тысяч интеллектуалов, которые зачастую попросту не понимают того, что выходит за пределы идей тех же бурных 60-х. Для многих из них любой, кто борется с «американским империализмом», является позитивным героем. Даже если он при этом отхватывает часть соседней страны.

Вы действительно хотите этого у нас?

Или, опять-таки, «мы уникальные, у нас так не будет»?


Ладно, сейчас можно с умным видом надуть щёки и сказать, что подростки дураки и сами виноваты – но кому от этого будет легче? Можете считать их сколько угодно неправыми – но это наши дети, наше будущее.

Можно сказать: «Да ты смеёшься, Хавр? Избытком патриотического воспитания у нас и не пахнет, так что наоборот, надо поддать газу!». Спорить на тему неизмеряемых величин вроде степени патриотизма смысла нет, так что отвечу встречным вопросом: «А когда будет достаточно? Что именно будет для вас признаком того, что больше не надо, пора остановиться?». Учитывая всё вышеизложенное, естественно. Решать это надо до того, как приступаешь к делу, иначе есть соблазн уйти в процесс ради процесса.

С другой стороны, 15 лет – уже немало, да? Можно сказать: «Ещё успеем что-то придумать. Нам бы хоть отбиться, некогда о таких мелочах сейчас думать». Увы, это не так. О будущем надо думать прямо сейчас. 15 лет пройдут намного скорее, чем кажется, и проблемы завтрашние станут проблемами насущными. Помните, отгородится от них не удастся. Страна у нас одна на всех, как бы вам не хотелось уйти в собственный уютный мирок.

Так что не перегибайте палку, воспитывая детей. Подумайте о будущем.

Acknowledgments

А «Гадких лебедей» Стругацких полезно перечитывать. Хотя, о чём я... это ведь тоже совок и кацапство...

Данный блог является научно-популярным. В статье могут быть изложены точки зрения, отличные от мнения автора.