В этом году исполняется 28 лет с тех пор, как Сид Мейер выпустил свою знаменитую «Цивилизацию» – «цивилку», как её называют в кругу фанатов. 28 лет – как раз период в одно поколение. Это значит, что среди тех, кто играл в неё взрослым (а таких немало) уже есть представители нашей неофеодальной страты «начальства», а те, кто играл в неё детьми, сейчас составляют значительную часть менеджеров среднего звена(тм), креативщиков, пиарщиков и молодых перспективных юношей (как их называли в викторианское время).

Что ж, самое время рассмотреть эффект.

«Цивилка» не была первой и уникальной, но стала тем примером, на успех которого ориентировались очень многие. Не будем вдаваться в историю происхождения компьютерной игры и роли в нём игры настольной (а то придут маньяки и друг друга загрызут в споре о первородстве). Лучше разберём на её примере, каковы же плоды цивилизационной стратегии :)

Начнёт с положительных моментов. Благодаря «цивилке» over9000 лопоухих школьников наконец-то узнали, что существовали Вавилон, Мемфис и Чака оф Зулу. Мм... Пожалуй всё из положительного.


А теперь о плохом.

«Цивилка» являлась чуть ли не дословным воплощением исторической концепции Арнольда Тойнби и тянула за собой все её недостатки, главная из которых – представление о том, что история человечества – это история цивилизаций, их конкуренции, борьбы за первое место в неком планетарном забеге. Цивилизации появлялись «сразу и готовыми... из-под куста»(c). 4000 BC, ваш сеттлер появляется посреди карты – и никаких вопросов о том, что было до того и действительно ли всё пространство вокруг безжизненно. Сам перечень народов, достойных внимания, жёстко задан: есть у тебя сеттлер – значит ты цивилизация, нету – значит ты варвар и «грабишь корованы»(с).

Что намного хуже, правила качественного геймплея (без шуток качественного) механически перенеслись на реальную жизнь... и покатилось. Окружающий мир видится борьбой игроков, причём все действия направлены именно на выигрыш. Возникает иллюзия сознательности всех действий, а люди теряют субъектность, превращаются в «лурковские» юниты, которые бездумно выполняют приказы в точности так, как они были отданы, и ни капли не дорожат своими жизнями.

Борьба цивилизаций – это захват территории. От сеттлера-ацтека возникает город ацтеков, пусть он даже построен посреди Индии. Египтяне ввели колесницы в Берлин – и его население стало египтянами.

Вам смешно? А люди так воспринимают мир, часто подсознательно, и мысль о том, что в реальном мире так не бывает, вызывает у них когнитивный диссонанс.

«Цивильная» наука – это вообще праздник: заранее жёстко заданное «дерево открытий», в котором все последствия заранее предсказуемы и которое можно сознательно «развивать». Как развивать? – Поставить больше учёных на проект, что тут неясно. Каждый учёный – это эн лампочек за ход. Набралось необходимое количество лампочек – совершено открытие.

А потом удивляются, почему люди не понимают, как работает наука.

Естественно, никто не будет вводить в игру принципиальную непредсказуемость ходов. Ни один игрок не захочет «шпилить», если университеты, как в реальной жизни, вместо умножения количества лампочек внезапно начнут выдавать революции и упрямое, рефлекторное сопротивление власти.

Зачем нам такая игра? Так не честно! Я поставил учёных – они должны давать науку! Я построил школы – они должны «конвертить» подданных в мою культуру. Я купил в городах соборы – они должны производить много веры! Причём веру я буду выбирать сам, открытия я буду выбирать сам, культуру я буду выбирать сам!

А так не бывает...

Но это неприятное знание. Проще сказать, что люди тупые и играют не по правилам.


UPD

Как-то странно люди читают тексты... это если вежливо сказать. Повторю предельно упрощённо: игра — хорошая. Но к реальности не имеет никакого отношения, а этого почему-то понимать не хотят.



В порядке саморекламы

Вашему вниманию предлагается уже три (!!!) книги:

1. Сим объявляется подписка на новую книгу Хавра «Величний Світанок OFTHEMAYBUTNIE». (вполне себе приключенческую! «на злобу дня, месяца, года, века!..» ;-) Спешите добыть -- и не говорите, что не слышали! :)))

https://balovstvo.me/khavr/svitanok

2. Перед вами единственная и уникальная (вру, третья и улучшенная) форма для заказа книги Алекса Хавра «Сказки Нового Времени, или что вам не говорили в школе, да вы и не спрашивали». Спешите, последняя гастроль в этом тысячелетии!

https://balovstvo.me/skazki-novogo-vremeni

3. Передзамовлення книги «А потім прийшов Цезар…» видавництва «Фабула»

https://fabulabook.com/product/a-potim-pryjshov-tsezar/

В порядке саморекламы-2

Канал в Телеграме: https://telegram.me/KhavrHistory

Мои гениальные работы, вдохновляющие цитаты и просто материалы на историческую тему, которые мне кажутся интересными :)

Если у вас внезапно есть желание поддержать исторический Провал канал, чтобы он не сильно проваливался, то вы можете сделать это здесь

https://balovstvo.me/donate/khavr