Abstract
О научном оккультизме, работе над руками и славных традициях университетов
Учреждение с традициями – это когда два седых профессора не разговаривают друг с другом, потому что их научные руководители когда-то поссорились из-за своей однокурсницы.
(с)
Это было давным-давно, в 80-е годы, в далёкой и таинственной Тмутаракани.
Тмутараканская советская социалистическая республика, как мы знаем, была важнейшей частью СССР и пользовалась заслуженным почётом на кремлёвских пленумах.
Как и во всякой ССР, в Тмутаракани был собственный столичный университет – Тмутараканский Государственный (ТГУ). В нём, как во всяком порядочном универе, существовал факультет оккультизма, к которому принадлежала и кафедра хиромантии.
Следует напомнить, что во времена СССР Тмутаракань была городом относительно закрытым, и соответствующие органы строго бдели за идеологическим качеством попадающих в него личинок советского человека. Одной из лазеек, позволявших получить вожделенную прописку в республиканской столице, было место преподавателя (научного сотрудника, лаборанта) в ТГУ, а поскольку мест, естественно, было на порядок меньше, чем претендентов, то подковёрная борьба за них разыгрывалась нешуточная. Конечно же, одним из козырей в этой интриге была кандидатская степень. Как говорили в те времена, «15 минут позора – и 30 лет обеспеченной жизни».
И уж конечно пределом мечтаний было занять место тех, кто сам решает, кому оставаться в университетских стенах, а кому – пилять на пороховой завод в Шостку (где без знаний по хиромантии выжить было затруднительно). То есть, стать профессурой, а ещё лучше – заведующим кафедрой. Для этого, правда, следовало сделать ещё один шаг – защитить докторскую. Так что, как вы понимаете, вопрос защит был очень политическим. Можно даже сказать, административным.
Был и ещё один важный аспект. Тмутаракань, как мы помним, была республикой социалистической, и шестую статью Конституции о направляющей роли Партии никто в ту пору не отменял. Так что ни одно административное, а тем паче кадровое решение не могло пройти мимо партсобрания, где табель о рангах порой очень радикально отличалась от преподавательской или научной. И позиция секретаря парт. ячейки была ещё тем бонусом.
И вот в далёком 1985-м, когда о Перестройке ещё даже не шептались, глава кафедры хиромантии, профессор, доктор хиронаук товарищ Отшельников идёт на повышение – становится ректором Тмутараканского государственного университета. Поскольку руление универом теперь отнимает у него практически всё рабочее время, на кафедре образуется вакансия – и.о. главного, будущего потенциального преемника, а попутно человека, реально решающего дела на местах. И научная среда забурлила.
Первым попадает под раздачу доктор Режидед, читающий курс прикладной хиромантии первокурсникам. По коллективной анонимной жалобе сотрудников кафедры его обвиняют в «недостаточной квалификации» и «по собственному желанию» отправляют из ТГУ «на повышение» в Институт Гомеопатии. Место главного лектора кафедры занимает кандидат наук товарищ Квартальный, по счастливому совпадению – секретарь кафедральной партийной ячейки.
Число претендентов сокращается, но не настолько, чтобы конкуренция стала менее суровой. Остаться ведь должен только один.
Среди главных претендентов, кроме вышеупомянутого товарища Квартального, есть и другой кандидат – товарищ Субботин. Талантливый, амбициозный, с двумя высшими образованиями (по прикладной астрологии и по, естественно, хиромантии). Происходящий из исконно тмутараканской семьи партийцев и хозяйственников, с молодости привыкший смотреть на людей сверху вниз. А заодно – осведомитель тмутараканского КГБ (дело ж такое, нужное; если за оккультистами не уследишь – они или демонов вызовут без разрешения органов, или ракету противосолонь освятят – а это уже пропаганда фашизма).
И последний герой забега – доцент Слюсарчук, усиленно добывающий философский камень из суровых болотистых почв северной Тмутаракани, и, по слухам, уже дописавший три раздела докторской диссертации.
Есть у доцента Слюсарчука один порочащий славное имя советского учёного изъян – он принципиально говорит только на тмутараканском и вообще позволяет себя непочтительные ремарки в сторону Партии и Правительства.
А то были, напомню, времена правления в Тмутаракани первого секретаря Тмутараканской коммунистической партии товарища Зубрицкого, о которых ходила пословица: «Когда в Москве стригут ногти, в Тмутаракани рубят пальцы». И пока по СССРу шагала Перестройка, в Тмутаракани по-прежнему наблюдался заповедник Развитого Застоя.
И вот товарищ Субботин пишет на доцента Слюсарчука донос: мол, непочтителен, идеи имеет и вообще, проверьте-ка вы его на предмет тмутараканского буржуазного национализма. КГБ приходит к тому с обыском на дом и находит стихи, попадающие под действие уголовной статьи за клевету на социалистический строй. Доцента садят, причём на суд сгоняют всю кафедру, чтобы знали, падлы, как Родину любить.
Итак, претендентов остаётся двое. И тогда ректор, товарищ Отшельников, понимая, что сейчас двое его подчинённых – секретарь парторганизации и КГБист – убьют друг друга насмерть (ему-то на них пофиг, но скандал же), добивается от ТГУ разрешения иметь на кафедре сразу двух докторов и профессоров (это не считая себя, конечно же). Соперники заключают пакт о разделе сфер влияния.
Через год товарищ Квартальный защищает докторскую диссертацию, содержание которой непостижимым образом совпадает с черновиками сидящего доцента Слюсарчука. Он официально становится и.о. Главного, а позже и деканом факультета оккультизма.
Товарищ Субботин же занимает трагически освободившиеся «площадя» посидельца и за несколько лет выпускает пару десятков статей с однотипными названиями «Исследование линии жизни гамадрила номер ... в Тмутараканском зоопарке», защищает по ним докторскую и становится заместителем декана (а заодно получает собственную специализацию с прицелом на отдельную кафедру).
Но вот печаль, именно тут наступает 91-й год, СССР исчезает с политических карт, а Тмутаракань становится независимой. И оказывается, что все эти докторские степени да кафедральные посты, за которые люди грызли друг друга насмерть, потеряли своё сакральное значение. На первый план выходят деньги, а временами даже реальные умения и достижения (из которых тоже следуют деньги). Множество народу мигом сваливает в США (среди них почему-то и ученики доцента Слюсарчука). Факультет наполняется новым поколением студентов, которым эти профессорские понты – до лампочки.
Но вы не волнуйтесь за докторов Квартального и Субботина. Они по-прежнему на своих местах в Тмутараканском уже национальном университете, учат студентов патриотизму. И хиромантии, если повезёт.