Казахстан: транзитные выборы 

 

За внеочередными выборами в мажилис и маслихаты, которые состоялись в марте в Казахстане, эксперты следили внимательно, что не удивительно, если участь роль этой страны и всего  Центральноазиатского региона в формировании будущей глобальной модели мировых отношений. Однако комментировать их результаты они не спешат, а если и делают это, то с большой осторожностью.

 

Выборы без лишней демократии

 

В действительности результат этих выборов был предрешен еще на старте. Несмотря на провозглашенный президентом Токаевым стратегический курс на строительство Нового справедливого Казахстана, а также реформу избирательной системы, старая политическая элита максимально использовала различные тактические уловки для того, чтобы и в дальнейшем сохранить свое политическое влияние в стране. Эксперты даже шутили, что основная интрига этих выборов не в том, смогут ли новые партии преодолеть избирательный барьер, а в том, с каким результатом на выборах в мажилис (парламент) Казахстана победит старая правящая пропрезидентская партия Аманат (в прошлом — Нур Отан) без официальной поддержки со стороны административного ресурса.  И если на предыдущих выборах победа Нур Отана была тотальной, то на мартовских внеочередных парламентских выборах партия Аманат показала результат всего лишь 53,90%. Еще четыре из шести партий, преодолевших избирательный барьер, также являются проектами старой политической элиты, несмотря на то, что некоторые из них впервые прошли в парламент. Это аграрная партия Ауыл — 10,9%, демократическая партия Ак жол — 8,41%, Народная Парти Казахстана (бывшая коммунистическая)  — 6,80% и Общенациональная социал-демократическая партия — 5,2%.

 

К участию в парламентских выборах также были допущены две партии, созданные уже после трагических январских событий 2022 года. Их нельзя считать идейной оппозицией Токаеву, однако именно они стали носителями идей, отражающих запрос казахского общества на справедливость, развитие и порядок.  Это партия казахских управленцев Республика  - 8,59%, показавшая на выборах третий результат и, соответственно, получившая места в новом парламенте, и партия зеленых Байтак — 2,13% — самый низкий результат, не прошла в парламент.

 

Одним из новшеств внеочередных парламентских выборов в Казахстане стало их проведение по смешанной системе. Эксперты считают, что изменение избирательной системы как раз и было  одной из уловок власти с целью понизить шансы оппозиции на победу. Оппозиционные кандидаты, понимавшие незначительность шансов на попадание в парламент по партийными спискам, предпочли участвовать в них как самовыдвиженцы в мажоритарных округах. Часть из них была отсеяна властью еще в процессе регистрации. Другие были исключены на этапе проверки финансовых и имущественных деклараций. А те, что остались, конкурировали между собой и тем самым открыли путь к победе пропрезидентским кандидатам.  По 29 одномандатным округам Казахстана кандидаты от правящей партии Аманат были названы победителями в 23 округах, еще в 6 округах победителями назвали самовыдвиженцев.  53,9% голосов Аматан вместе с 23 победителями выборов по одномандатным округам принесут партии 62 или 63 места в мажилисе из 98 возможных.

 

Впервые также в истории Казахстана выборы в маслихаты (местные советы) прошли по мажоритарной системе. Поэтому на них конкуренция среди как оппозиционных, так и новых кандидатов была также высокой. Официальные результаты этих выборов еще не объявлены, однако ожидается, что, как и на парламентских выборах, большинство мест в местных советах получат кандидаты от пропрезидентских сил.   

 

Международные наблюдатели, в том числе ОБСЕ весьма осторожно приветствовали предварительные результаты досрочных парламентских выборов в Казахстане. Они заявили, что выборам не хватило прозрачности, а также высказали опасения, что сомнительный подсчет голосов в день выборов противоречит «гладкой подготовке» выборов со стороны властей.  

 

Такие сдержанные оценки   вполне обоснованы, так как в день выборов с избирательных участков по всей стране поступили многочисленные сигналы о фальсификациях явки и подсчета голосов, махинациях с открепительными талонами, каруселях с бюллетенями. Еще до объявления официальных результатов выборов многие независимые наблюдатели и кандидаты в депутаты заявили о своей готовности их оспорить в суде. Так,  мои казахские коллеги переслали мне фото уже готового протокола одной из избирательных комиссий, в котором указаны результаты всех кандидатов. Это было сделано в момент, когда избирательные участки в Казахстане еще продолжали работать.

 

Транзит продолжается

 

Внеочередные выборы в мажилис и маслихаты стали завершающим этапом электорального цикла в Казахстане, который начался с референдума в июне 2022 года и продолжился выборами президента и сената. Все эти выборы, с одной стороны, должны были стать ответом на запрос казахского общества на справедливость, в первую очередь устранение олигархов и их влияний на политическую жизнь в стране, а с другой — продемонстрировать поддержку казахов президентского курса на создание Нового Казахстана.  Очевидно, что ни первого, ни второго в полной мере произошло.  Значительная часть казахов за год цикла выборов разочаровалась в происходящем. Свое реальное отношение к действующей власти они продемонстрировали, проигнорировав участие в мартовских выборах, реальная явка на которые составила меньше 50%, а официальная — чуть более 53%.  

 

Выборы в мажилис и маслихаты не только зафиксировали нерешенность основного конфликта между казахским обществом и олигархическими элитами, но и выявили реальные силы, готовые воплотить системные изменения.  Я имею ввиду представителей сформировавшегося в Казахстане среднего класса из числа предпринимателей и корпоративных управленцев, впервые участвовавших в этих выборах на различных уровнях. Среди них было много женщин, о которых хотелось бы сказать отдельно.

 

Казахские женщины — это  активные, образованные и успешные лидеры, с большим деловым опытом и высокой международной репутацией, и одновременно они — носительницы национальных культурных ценностей и семейных традиций. На выборы они шли с продуманными программами справедливого устойчивого развития Казахстана, как например это было у Жанар Сулейменовой, кандидата в депутаты мажилиса.  Она отстаивала государственную поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в противовес сидению олигархов на газовой и нефтяной трубе. Или же Баян Тойкенбаева, кандидат в депутаты маслихата Астаны, предложившая  масштабные инфраструктурные, социальные и культурные  инициативы,  направленные на переформатирование жизни казахских городских агломераций, их превращение в мощные центры современного роста, а также конкретные шаги по наведению порядка и преодолению коррупции в деятельности органов госвласти и местного самоуправления. Именно прохождения таких ярких новых политиков во власть боялась старая номенклатура и сделала все, чтобы остановить их. Жанар Сулейменова после поездки в Вашингтон и публичных заявлений в поддержку украинцев в войне против России была не допущена к участию в выборах под предлогом неправильно заполненной декларации. Команда Баян Тойкенбаевой, лидировавшей в социологических опросах, оказалась бессильной остановить фальсификации в день выборов.

 

Однако неудача первого политического опыта вряд ли остановят этих женщин, как и всех новых политиков Казахстана, в их стремлениях добиться изменений в жизни своей страны, вступившей в период больших трансформаций. Так как именно они стали выразителями идей и стремлений своих современников. Именно они пользуются широкой поддержкой общественных групп и движений, которые активизировались в последний год в Казахстане. Это понимаю не только я, но многие другие эксперты, которые так осторожны в своих оценках результатов выборов, прошедших в Казахстане. Политический транзит в этой стране не только не завершен, он с большой очевидность продолжится еще  многие годы и турбулентность будет лишь нарастать.