Каждая 130 женщина и девочка в мире находится в рабстве

В соответствие с украинским законодательством, эксплуатация человека – это все формы сексуальной эксплуатации, в том числе, в порнобизнесе, вовлечение в долговую кабалу, принудительный труд, рабство или обычаи, сходные с рабством, проведение опытов над человеком без его согласия, изъятие органов,  усыновление с целью наживы, принудительная беременность или принудительное прерывание беременности, принудительный брак, принудительное вовлечение в занятие попрошайничеством и так далее.

Незаконная эксплуатация людей – довольно прибыльно дело. Коррумпированные структуры негласно разрешают это или не замечают, несмотря на запрет международными договорами и местными законами. Согласно данным международной организации труда за 2014 год, торговцы людьми зарабатывают более 150 миллиардов долларов в год. А стоить раба обходится в 9–-100 долларов

По данным правозащитной организации Walk Free, каждая 130 женщина и девочка в мире находится в рабстве. Это 71 процент всех жертв незаконной эксплуатации людей.  Попасть в рабство может любой, однако количество женщин и детей непропорционально больше. Также чаще жертвами эксплуатации становятся национальные меньшинства. Именно поэтому в основе нашего расследования – женщины и дети, превалирующая часть которых ромской национальности. 

Безнаказанное зло: статистика преступлений в Украине

В Украине предусмотрена уголовная ответственность за торговлю людьми, незаконное лишение свободы, эксплуатацию детей и использование детей для попрошайничества.

Несмотря на распространенность современного рабства в Украине в виде вовлечение женщин и детей в попрошайничество, расследовать эти преступления не спешат. 

Так, статистика открытых уголовных производств Генпрокуратуры за январь-ноябрь 2021 года выглядит следующим образом:

– торговля людьми – 232 (из них 13 обвинительных актов направлено в суд);

– эксплуатация детей – 0;

– использование детей для попрошайничества – 4 (1 обвинительный акт);

– незаконное лишение свободы или похищение – 484 (133 обвинительных актов).

В Одесской области, согласно статистике облпрокуратуры за 2021 год, открыто уголовных производств:

– ст. 149 УК Украины  – торговля людьми – 40 (2 обвинительных акта);

– ст. 150 УК Украины – эксплуатация детей – 0;

– ст. 150-1 УК Украины – использование детей для попрошайничества – 0;

– ст. 146 УК Украины – незаконное лишение свободы или похищение – 56, (24 обвинительных акта).

Как сообщили корреспонденту Центра журналистских расследований в ГУНП Одесской области, в 2021 году полицейские получили 4 сообщения о фактах эксплуатации детей. 

По этим заявлениям следователи открыли уголовные производства по ст. 150 Уголовного кодекса Украины (эксплуатация детей). Однако сразу закрыли из-за отсутствия состава преступления.  

Кроме того, в 2021 году полиция получила 37 сообщений по фактам детского попрошайничества. В двух случаях копы отреагировали, но в качестве реакции были лишь протоколы по ст. 184 КУоАП (невыполнение родителями их обязанностей). В 6 случаях детей изъяли по акту найденного или брошенного ребенка. Их поместили в медучреждения, из-за того, что у граждан, которые представлялись родителями, не было документов на них. Однако в этих случах не открывались уголовные производства по ст. 150-1 Уголовного кодекса Украины. 

«В то же время мы сообщаем, что все вышеупомянутые сообщения полицией отрабатывались в соответствии с нормативными правовыми актами», – заключили в ГУНП.

Согласно данным судебного реестра, за 2021 год всего в Украине вынесли 41 приговор за преступления, связанные с незаконным лишением свободы или похищением. 

В Виннице мужчину приговорили к 7 годам заключения за принуждение к попрошайничеству. Суд установил, что обвиняемый Иван Л. завербовал потерпевшего Анатолия Б., применив к нему насилие, и заставил заниматься попрошайничеством.

По данным следствия, Иван Л. в конце мая 2018 года возле гостиницы встретил переселенца из Донецка Анатолия Б. У него была инвалидность 3 группы (повреждена рука). Мужчине негде было жить и он не мог устроиться на работу. 

По словам жертвы, обвиняемый угрожал ему, бил по лицу и ребрам, поэтому пришлось согласиться работать на Ивана. У Анатолия забрали пенсионное удостоверение, постоянно наблюдали за ним, заставляли много попрошайничать, ежедневно забирая все деньги. Иван или его жена постоянно ходили вслед за потерпевшим и не давали ему ни с кем общаться.

В среднем Анатолий за день зарабатывал 500-800 гривен. Если было меньше, то Иван бил его. Как сообщил потерпевший, это все длилось около 5-6 месяцев.

Затем Анатолия перевезли в Житомир попрошайничать возле церкви. Там они жили около двух месяцев. Осенью 2018 года, когда Иван находился под действием наркотиков, Анатолий забрал из сумки свое пенсионное удостоверение и сбежал в Винницу. Анатолий снова вернулся в хостел, где арендовал комнату за 100 гривен в день. О случившемся он рассказал владельцу хостела и тот обратился в полицию.

Иван рассказал другую версию событий. Весной 2018 года его жена пожаловалась, что  на том месте, где они обычно попрошайничают, появился конкурент. У него изуродованная рука, нога и люди дают ему больше денег, а ей вообще перестали. 

Иван решил поговорить с этим мужчиной. Анатолий объяснил, что не может изменить место, поскольку именно здесь его заставляет попрошайничать «хозяин». Потерпевший проживал в хостеле, которым владел этот человек. И он договаривается с полицейскими, чтобы те не трогали и не прогоняли его.

Анатолий пожаловался, что не хочет заниматься попрошайничеством, но выбора у него нет. Владелец хостела забирает все деньги, которые тот получает от подающих. Он же забрал все документы потерпевшего, его банковскую пенсионную карточку. Тогда Иван предложил Анатолию жить с ними.

 Иван заверил судью, что не брал у потерпевшего деньги. Тот платил лишь за жилье.        Анатолий приходил домой, когда хотел и уходил, когда хотел, его никогда никто не контролировал. В Виннице он прожил вместе с семьей обвиняемого около 1 месяца. Какое-то время они жили в Житомире. Однажды Иван проснулся и не увидел Анатолия.

Анатолия он нашел в Виннице, в тот самом хостеле, из которого забрал. Тот объяснил Ивану, что в Житомире вышел на улицу, заблудился, телефона у него с собой не было, а потому он вернулся в Винницу, и поскольку его документы находились у владельца хостела.

По мнению обвиняемого, потерпевший его оговорил, поскольку его заставили это сделать сотрудники полиции и хозяин владельца. Сейчас Иван пытается обжаловать приговор в Кассационном уголовном суде, так как Винницкий апелляционный суд отказал в изменении решения.

В Одесской области вынесено 5 приговоров за 2021 год. Один – за организацию фиктивного реабилитационного центра (приговорен к тюремному сроку), один – за похищение ребенка (приговорен к ограничению свободы), один – за избиение и приковывание ребенка цепью (условный срок), два (по одному и тому же факту на двух обвиняемых) – за похищение несовершеннолетнего (один год, засчитанный в срок нахождения в СИЗО). 

То есть, за год в области не вынесено ни одного приговора за принудительное рабство и торговлю людьми. Также и с эксплуатацией детей, использованием детей для попрошайничества.

Как попадают в рабство

В Украине завербованных для попрошайничества ромок чаще всего перевозят на Западную Украину и в Одесскую область. 

В Одесской области есть несколько вариантов вербовки людей в рабство для попрошайничества. По словам патрульных, одно из самых распространенных мест – железнодорожный вокзал. Там рабовладельцы находят своих жертв из незащищенных слоев общества – лиц без определенного места жительства.

«Есть группа людей, цыгане по виду. С самого утра ставят людей на переходы. Кто просит, кто на баяне играет. Проблема в том,что нужно время, наблюдать с утра и до вечера за всей движухой. Но… Вербовщика с вокзала мы выгнали все-таки. Каждую ночь по несколько человек забирал. Правдами и неправдами, но выгнали. Я к чему. Даже если и официально не закрыть,то можно хотя бы им бизнес испортить. Вокзал – место жирное для попрошаек и всякого рабства. Самое жирное. Убрать их оттуда, значит лишить хорошего ресурса. Раньше там якобы афганцы пели, тоже уже нету.

Их цыгане утром привозили и вечером забирали», – рассказал патрульный.

Волонтер Тамерлан возле железнодорожного вокзала каждую неделю устраивает кормежки для бездомных. И он также поделился историями, когда ромы вербовали людей и забирали в рабство.

«На моих глазах люди предлагали 400-500 гривен, обед, сигареты. Одним даже сразу купили пачку сигарет. Для бездомных это очень много значит. Они поверили и пошли. И потом кто оттуда сбежал, приходили и начали рассказывать. „То, что нас тогда забрали, это был обман. Заставили нас работать бесплатно“. Пришло много людей и рассказывали это. Их так избивали, пытали.. Были случаи, когда человека заставили ехать. Он отказался, но его все равно заставили», – рассказал Тамерлан.

В рабство забирали в разные районы Одесской области, в другие города и даже в Россию. Как заметил волонтер, действовала одна группа по всей Украине.

«И везде была похожая схема, даже из Киева людей на вокзале забрали те же ромы в Одесскую область. Я лично, когда ездил в Киев, разговаривал с бездомными. Там есть место возле вокзала. Они начали рассказывать про тех же ромов», – рассказал Тамерлан. 

Забирали людей не только для работы по хозяйству. По словам волонтера, было много случаев, когда людей забирали ромы для попрошайничества. 

«Был один бездомный парень, они заставили его попрошайничать на коляске инвалидной. Я подошел к нему и спросил, обманывает ли он, что он инвалид. „Нет, я не обманываю, меня цыгане заставили“. Я сказал, иди со мной. Он ответил, что боится, ему угрожают. Прямо возле ЖД он попрошайничал. Его хозяйка стояла недалеко. Она подошла и начала ругаться. Но я все равно забрал его. Мы ушли оттуда. А второй случай был на Малой Арнаутской. Тоже парень с коляской. Ромы, у которых он был в рабстве, жили в доме на Малой Арнаутской. Он сказал, что за ним никто не следит и я его забрал. Каждый день у него забирали деньги. А кормили из миски, из которой ела кошка», – поделился волонтер. 

Тамерлан рассказал историю, как ромы пришли на кормление и забрали женщин прямо в Москву. 

«Было несколько случаев. Одну женщину я знал хорошо. Ее заставляли попрошайничать в Москве. Они ее туда отправили и там ее встречали. Сразу отправили на работу. Ей удалось сбежать. Она не всегда была под наблюдением. Хорошие люди ей помогли, они купили билет домой. Другим женщинам сбежать не удалось. Не каждому везет», – поделился волонтер. 

По его словам, этим занимались муж и жена ромской национальности. Тамерлан часто выгонял их, так как они постоянно приходили на кормежку, чтобы найти новую жертву. 

«Это были приличные цыгане, не наркоманы. Они людьми торгуют, не наркотиками. К сожалению, люди дают деньги и поэтому они продолжают. Если бы не давали, они бы начали думать, стали бы как-то по-другому жить», – высказал мнение Тамерлан. 

Волонтер каждый раз обращался в полицию, но там практически каждый раз ничего существенного не предпринимали.

«Не всегда полиция реагирует. Не всегда оформляет этих ромов. Бывало часто, что забрали их в райотдел и отпустили сразу, без протокола. Как-то вызвал на Рождество полицию. Потом я узнал, что этих ромов отпустили. К сожалению, полиция с этим не борется. Все зависит от человеческого фактора. Есть полицейский, которому это интересно, ему жалко ребенка, людей, и он делает свою работу. А другой говорит „это не мой ребенок“ и ничего не делает. И до сих пор вижу этих ромов с детьми», – поделился Тамерлан.

В ноябре 2021 полицейские вызволили из трудового рабства 12 человек. Нарушители вербовали людей из социально уязвимых слоев общества на железнодорожном вокзале, пообещав платить, обеспечивать едой и жильем. 

Работорговцы могут выбирать жертв из числа одиноких пожилых людей в селах. К примеру, в уже бывшем Доме милосердия под Одессой в Раздельной жила бабушка, которую активисты спасли из рабства. 

«Когда она жила дома, у нее начались приступы. Она порезала себе вены, ее отправили в Александровку. Сын еще был живой и он ее оттуда забрал. Пил сильно и жил на ее пенсию. Не знаю, что там произошло, но он повесился. А ее нашли цыгане. Под предлогом того, что бабушка будет смотреть за маленьким ребенком, вывезли ее в Москву и посадили попрошайничать на вокзале», — рассказал бывший директор Николай Колопенюк.  

Детей для использования в попрошайничестве иногда берут в аренду. Так, по словам бывшего участкового Портофранковского отдела полиции, во время составления протокола на мужчину, мальчик признался, что это не его отец.

«Он жаловался, что родители отдают его дяде, а он уже устал попрошайничать целыми днями. Он хотел учиться и играться. Славный мальчик. Ему б действительно учиться», – сказал экс-участковый.

В Ивано-Франковской области ром продал своего 2-месячного сына за 100 тысяч гривен. Однако покупатель оказался подставным от правоохранителей, поэтому для каких целей он продавал ребенка и где была мать – неизвестно. 

История одесских попрошаек

В Одессе основные точки для эксплуататоров попрошаек находятся возле ЖД, церквей, на Привозе и других крупных рынках, в Аркадии, туристическом центре. Работают там круглогодично. В основном, используют ромов из Закарпатья, Молдовы и пожилых людей.

На одной из этих точек встретила 3-летнего Васю и его маму, которая рассказала  душещипательную историю. Ее дом в Закарпатье затопило, все испортилось и она приехала искать своих родственников в Одессу. Несмотря на то, что и мальчик, и женщина были похожи на ромов, она отрицала это. По ее словам, они украинцы.

Мама с сыном отправилась в Одессу с небольшим запасом денег, как сама рассказала женщина. Обойдя все адреса, она никого из родственников не нашла. Поэтому сняла номер в отеле за 500 грн/сутки. А на следующий день якобы собиралась обратно в Закарпатье на высланные родственниками деньги. Вася был голоден, поэтому пошла попрошайничать. 

В райотделе оказалось, она совсем недавно сдала в ломбард телефон, чтобы снять номер в отеле. Документов при ней не было, поэтому вместе с ювеналом мы поехали в гостиницу.

 

Там обнаружились еще одни нестыковки. За номер женщина не платила. При заселении девушке-администраторше женщина рассказала другую историю: на Привозе у нее украли кошелек со всеми деньгами.

Она предъявила ювеналу паспорт: он был в клее и с плохим оттиском. Пока ювенал проверял действительность документа, мимо нас прошел ром. Мальчик побежал за ним, но женщина остановила его и усадила на диван. Полицейский попросил свидетельство о рождении ребенка, однако его она оставила в другом отеле в качестве залога. 

Вместе с ювеналом мы прошли в номер. Там уже находился мужчина, который прошел мимо нас. Тогда он сделал вид, что не знаком с женщиной. А оказалось, это был тот самый муж, с которым она якобы 4 года в разводе. Женщина оправдывалась тем, что он по чистой случайности нашел ее. Использует ли он ее для попрошайничества, она не ответила. На маму составили протокол за невыполнение родительских обязательств и дальнейшая ее судьба осталась неизвестной. Больше они с Васей не попадались.

Как установила журналистка, в центре города на протяжении долгого времени, как минимум с 2019 года, действовала крупная группировка. Они заставляли детей попрошайничать и следили за ними. Примерно 10 детей, которые распределились на группы, обходили клубы и заведения в центре Одессы. В круглосуточном кафе они собирались погреться и посчитать заработок. Тех, кто приносил мало, ругали. Чаще всего за ними наблюдали разные женщины, реже – собственные матери. Их приходилось вызывать ювеналам в участок по телефону, номер которого полицейские уже знали.  

Спустя время дети перестали попрошайничать и стали продавать розы в ночное время. Видимо, «шеф» группы понял, что на этом можно заработать больше.

На взрослых из этой группы многократно оформлялись админпротоколы за невыполнение родительских обязательств, но ни разу по заявлениям граждан не открывались уголовные производства. Так, журналистка ЦЖУ каждый раз писала заявления и даже через суд обязала открыть производство, но ее упорно игнорировали.

Во время рейда с общественниками, с этими детьми заметили женщину, которая проверяла их и забирала деньги. Во время другого рейда, по дороге в отдел полиции, удалось разговорить ромок из этой группы. Оказалось, они приехали в Одессу из Молдовы. Часть из них не умеет ни читать, ни писать, однако утверждают, что их дети посещают школу. Попрошайничеством занимаются во внеурочное время.

«Вы просто не понимаете нас, у нас разные культуры. Для вас это кажется плохо, а для нас это хорошо. Это хорошо, что ребенок пошел работать, сам зарабатывает. Это нормальная работа», – рассказала одна из мам Роза.

Однако на вопрос, забирают ли эти средства у детей взрослые, женщина промолчала. Со временем группа практически перестала появляться в центре. ЦЖУ удалось проследить за группой. Жили они в полуразрушенном доме возле железнодорожного вокзала. Какое-то время дети периодически попрошайничали в кафе на Привокзальной площади. 

Однако позже пропали. Журналистка попыталась пройти во двор дома, но там уже висел замок. В окнах не было света и никакого движения. Уехали ли они по своей воле или кто-то их принудил – до сих пор неизвестно. Возможно, на это повлияла красная зона и запрет работы общественных заведений.

Во время одного из рейда без полиции в центре Одессы журналистка заметила двух ромов. Они подошли к одинокой женщине-попрошайке, забрали у нее деньги и о чем-то поговорили. Журналистка обратилась в полицию с просьбой открыть уголовное производство и изъять видео с камер наблюдения, на которых было бы видно, что мужчины забрали деньги. Однако следователи отказались отработать заявление.

Под конец 2021 года люди, которых заставляли попрошайничать, практически исчезли из центра. Они стали появляться реже. Основная группа исчезла совсем. Периодически можно было встретить женщин, которые также занимались этим на протяжении нескольких лет. Одну из них опознала девочка, которой удалось сбежать из рабства. Ее история будет изложена позже.

Но вместо старой группы в центре появились «новички»: женщина с мальчиком. Он играл на дудочке одну и ту же мелодию. Сама же женщина ходила рядом или отсиживалась в магазине. 

Ребенок стоял там по 5 часов и даже в предновогоднюю ночь. Каждый раз женщина забирала у него коробку с деньгами и вместе с ребенком уходила вверх улицы. ЦЖУ несколько раз пытался проследить за ней, но каждый раз терял в толпе. Полиция, которая проводила рейды в центре, обходила мальчика стороной.

В декабре 2021 года журналистка обратилась с устным заявление на линию 102 и сообщила о мальчике. Ее набрал участковый Вадим Гринишин, который обещал в скором времени прийти на место и разобраться в ситуации. ЦЖУ прождал его 2 часа, пока мальчика не забрала женщина. Больше Гринишин на связь не выходил.

«Когда приносили мало денег, жестоко били». История Миры и Тамары

11-летняя Мира провела в рабстве всю сознательную жизнь. В 7 лет ей удалось сбежать и попасть в приют, откуда ее забрали в приемную семью. Прошло много лет, но она все еще не может жить спокойно. Совсем недавно и совершенно случайно она встретила свою сестру Тамару, которой также удалось спастись из рабства. Однако девочка сейчас находится в приюте и узнать подробности ее спасения не удалось.

До сих пор неизвестно, как девочки попали в рабство. У так называемых родителей не было документов на них, а девочки не помнят толком раннее детство, но уверены, что жили не с биологическим мамой и папой. Они видели, как те относятся к родному сыну и заметили существенную разницу. Люди, у которых нашли Миру, так и не признались откуда ребенок и где они его взяли. 

По словам приемной мамы Миры, документов у «родителей» не было вообще. Год полицейские подавали данные о поиске родственников, проверяли, не ищут ли такого ребенка. Была вероятность, что девочку украли. Но ничего не подтвердилось, никто так и не отозвался. Тогда Миру забрали в приемную семью. И ее жизнь начала меняться, но прошлое преследует ее повсюду. Приемная мать Наталья поделилась историями.

В киевском метро Мира увидела маленькую девочку с бубном, которая попрошайничала с женщиной ромской национальности. 

«Маленькая девочка не очень громко пела, метро ж стучит, и женщина ее как бахнула ногой, мол, громче пой. Моя Мира это как увидела, сразу упала на меня и начала рыдать. Пока мы не зашли домой и не закрыли дверь, она не могла успокоиться. Тогда она села и начала рассказывать. Я знаю кто это. Я тоже вместе с ними эту песню пела, меня ее тоже заставляли орать. Но только в Одессе. Она их всех знала. Она рассказывала, что если они мало приносили денег, их очень сильно били, жестоко, ставили на гречку, у нее прямо аж дырки в коленках продавливались, очень больно было. На их глазах там и кололись. Она видела, как умирали от передозировки. Все, что можно, было. Только не было сексуального насилия. А все остальное, что может быть в аду, все было, вот ребенок и находился там в этом аду», – рассказала Наталья.

Как рассказала девочка, это одна группа, которая разъезжает по городам. Поэтому она узнала женщину с ребенком. 

«Они забирали полностью все деньги. При чем, если денег было мало, если люди давали не деньги, а еду, или давали мелкие деньги, их за это сильно били. Говорили не берите еду, а требуйте денег. Кто-то дал Мире булку, она взяла и начала есть, ее потом за это побили. Детям давали бубен или какие-то инструменты. Иногда просто сажали. В основном, в центре города и в Аркадии. Это были постоянные регионы», – поделилась приемная мать..

Жили они в съемных квартирах в ужасных условиях. «Тараканы были везде и лезли в лицо. Дети не мылись и Мира удивилась, когда попала к нам, что душ принимать нужно каждый день», – поделилась Наталья.

По словам Миры, в компании был только один мужчина, который хорошо относился к детям. Он приносил им конфеты, читал сказки, не бил. Но он употреблял наркотики и умер у них на глазах.

«А женщины очень плохо относились. Мира говорит, вот женщины были самыми жестокими и очень сильно били. И плохо относились. Ее сестра никогда в школе не была. А Мирочка смогла убежать. Когда она попрошайничала в Аркадии, Мира попросила какого-то мужчину дать ей еды. А он отвел ее в полицию. И там ее спросили, не хочет ли она вернуться. Она попросила не отдавать ее. Так как они не смогли предоставить документы на ребенка, то ее не отдали. Ее сестра не только попрошайничала, но и продавала розы. Когда она мало приносила, ей тоже не давали кушать», – рассказала Наталья. 

Люди, у которых находилась Мира и Тамара, приходили под приют и пытались забрать оттуда детей. По словам Натальи, они засылали гонцов, чтобы подговорить Миру сбежать к этим же людям. Но она не согласилась.  Сейчас семья не может спокойно гулять в некоторых местах.

«По центру мы ходим с опаской. И 5-ю станцию объезжаем. Мира с мальчиком обучаются там балету. И как-то раз они вместе со мной возвращаясь домой увидели этих людей с маленьким мальчиком. Мира моментально упала на пол, чтобы они ее не увидели. А на Дерибасовской они несколько раз нападали. Они прям за нами бежали. Чуть не забрали ее. Мы перестали туда ходить. Все может случиться. Тем более, стресс ребенку. Ее аж трясет всю», – поделилась Наталья.

В центре семью преследовали женщина и мужчина. 

«У женщины были согнуты ноги, костыли, небольшого роста. Она притворялась инвалидом. Мира говорит, она абсолютно здоровая, по лестнице бегает и просто играет свою роль», – уточнила приемная мать девочки.

Несмотря на преследования, Мира начала жизнь с чистого листа. Она хорошо учится, хотя почти не знала русский, украинский, математику и другие предметы. 

«Если бы девочки могли сказать людям, чтобы те перестали давать деньги, потому что нас бьют. Если люди перестанут давать деньги, это исчезнет, их перестанут посылать на улицу. Поскольку вы даете, детей посылают еще и еще, и еще. Вообще нельзя давать! Нельзя давать немножко. Мне часто говорят, „а что мне жалко гривну“, так ее как раз за гривну больше побьют, чем если вы ничего не дадите. А так она принесла 2 гривны и ее за это бьют, потому что этого не хватит, чтоб уколоться. Это должны услышать люди, чтобы стало меньше несчастных людей», – закончила Наталья. 

Попрошайки ромской национальности попадают в Украину с Молдовы

Этническая и гендерная дискриминация: женщины и дети — «рабочая сила» для попрошайничества

Женщины ромской национальности в Республике Молдова и их дети являются источником ресурсов для организаторов сетей попрошаек как в стране, так и за рубежом. Попрошаек-цыган можно найти везде: и в ЕС, и в постсоветских государствах. Излюбленное направление – Одесса, особенно портовый район, куда идет постоянный поток потенциальных доноров. Еще одно любимое место — знаменитый вещевой рынок, известный как «13-й километр». Война России в Украине во многом отвернулась от организаторов нищенских сетей в Одессе, существенно сократив их доходы. Однако это не привело торговцев людьми к отказу от «бизнеса», а лишь к его реорганизации.

Район, который поставляет рамки для попрошайничества cело Вулкэнешты – населенный пункт, расположенный на расстоянии 76 км от Кишинева и 252 км от Одессы.

Вулкэнешть является частью коммуны Чорешты района Ниспорень, с населением чуть более тысячи человек, большинство из которых составляют цыгане. 

Вулкэнешть впечатляет контрастами, встречающимися на каждом шагу. Наряду с роскошными домами и эксцентричными домами, с установленными на каждом углу камерами наблюдения и ультрасовременными автомобилями, можно увидеть и множество бедных домов. 

Румынские манелисты Флорин Салам, Адриан Минунe и Николае Гуцэ — любимые артисты на многих свадьбах и торжествах, которые проходят в Вулканешть, а признаком благополучия являются массивные золотые украшения, которые носят как женщины, так и мужчины. В то же время многие дети в селе не ходят в школу и детский сад, а количество неграмотных взрослых очень велико.

Люди, живущие здесь, руководствуются неписаными законами цыганской общины, которые допускают изгнание родственников члена общины из населенного пункта, если его обвиняют в убийстве.

Хотя в селе есть очень красивые дворы, почти 70 процентов из них заброшены. В некоторых из них даже вырос сорняк в воротах — признак того, что он уже много лет не ступал на ногу человека. А улицы поселка почти безлюдны. Люди едут за границу семьями. И добрая часть из них пошла попрошайничать. «Почти все мы сталкиваемся с этим», — сказал нам социальный работник.

Правда в том, что село Вулкэнешты является ведущим населенным пунктом по уголовным делам, возбужденным за торговлю людьми.

Торговцы людьми и жертвы

«В селе Вулкэнешть практически нет семьи, которая не занималась бы торговлей людьми, в том числе попрошайничеством. В этой деревне есть несколько очень влиятельных семей, которые все организуют. Жертвами являются женщины и дети. Прошло более 20 лет с тех пор, как было сказано, что этот трафик все еще останавливают, но безуспешно. Три полковника из Службы разведки и безопасности приступили к уничтожению схем Вулканешть. Но эти криминальные структуры охраняются на уровне министров, прокуроров, судей. Есть прокуроры, которые нажили баснословные состояния после того, как спрятали досье торговцев людьми. Были и тяжелые дела, с десятками потерпевших, которые доходили до судейского стола, но брали большие деньги и торговцев людьми оправдывали. Были выпущены сотни тысяч евро, вплоть до миллиона», — признался один из лидеров цыганской общины Молдовы.

Изначально мужчина согласился выступить с обвинениями перед камерой, но позже отказался: «Я рискую жизнью. Они большие бандиты, а у меня семья. Полгода я находился под законом о защите свидетелей. Я по-прежнему готов делать заявления, если правоохранительные органы снова начнут расследование схем Вулканешть», — сказал нам собеседник.

Жители Вулкэнешть очень неохотно относятся к незнакомому человеку, а некоторые даже проявляют агрессию. Однако после нескольких переговоров нам удалось убедить одного из цыган из Вулканешть поговорить с нами. Мужчине 45 лет, и он утверждает, что ранее руководил сетью цыганских попрошаек, в которую входили и его родственники. «Нам, цыганам, не стыдно ходить попрошайничать. Я брал с собой людей. Даже моя жена была еще одной родственницей. Я был в Европе, России и Украине. В Европе хоть и богаче, но много не дают. Там говорят, что государство достаточно помогает бедным. А в России и на Украине милостыню дают не глядя. Мужчины много не зарабатывают. Только если они инвалиды. Человек с инвалидностью для нас как золотая жила. В моей сети не было людей с инвалидностью. Женщины с детьми по-прежнему хорошо зарабатывают. Я заботился о них, чтобы никто не оскорблял их. Я тоже заплатил за место. Доходные места для попрошайничества раздаются и стоят денег. Я со всеми нашла общий язык. А теперь женщины села просят меня не только взять их, но мне уже все равно. У меня хороший дом, у меня достаточно денег. Попрошайничают не только наши цыгане. Приезжают и молдаване. Они работают два-три месяца, а потом возвращаются домой с полными карманами. Я был добр к своим людям. Но вот, в деревне есть и другие, которые силой брали женщин и заставляли их просить милостыню, а из того, что они заработали, не давали им ничего. Их даже били и не кормили», — рассказал нам мужчина на условиях анонимности.

Он признал, что подозревается в уголовном деле о торговле людьми, но утверждает, что не виновен. «Женщина, которая является моей родственницей, попросила меня помочь ей поехать попрошайничать за границу. Я не знаю, что она там делала. Потом у меня был конфликт с ее семьей, и они заявили в полицию, что я ее продал», — оправдывался наш собеседник.

«Почти все в деревне этим занимаются»

Василе Ибриан раньше работал водителем, а сейчас работает социальным работником в родном селе Вулкэнешть. Мужчина говорит, что в селе около 10 неблагополучных семей, которым «живется тяжелее», в остальном у всех все очень хорошо. 

Василе Ибриан

«Неблагополучные семьи имеют различные недостатки. Социальной помощи, которую они получают, недостаточно. Они получают тысячу леев, но этого недостаточно. В холодное время года за дрова они получают 700 леев. Но это немного. И тогда человек уезжает за границу. Едут в разные страны. Раньше они ездили больше в Россию или Украину, но после войны они стали ездить в другие страны, например, в Германию, Польшу или Францию. Трудно сказать, что они там делают. Я знаю, что в Германии они объявили себя беженцами и получили за это деньги», — рассказал нам социальный работник.

Василе Ибриан признает, что было несколько случаев, когда его соотечественники привлекались к уголовной ответственности за торговлю людьми для занятия попрошайничеством. «Было несколько случаев. У них есть дети, попрошайничающие на улицах. Они и женщины заставляют их просить милостыню. Этим занимается большая часть деревни. Еще с попрошайничеством. Даже в европейских странах. Мне трудно ответить. Я из села и не хочу проблем», — добавил Ибриан.

Симион Ибриан, посредник из села Вулкэнешть, также утверждает, что большинство его соотечественников отправляются за границу просить милостыню.

«Очень жаль, что люди уезжают из села. Особенно уходят женщины, а в последнее время уходят и мужчины. Уезжают целыми семьями. Если бы они работали, если бы они были интегрированы в общество, ситуация была бы другой. Большинство уехало в Россию. Одни просят, другие работают. Женщин рома нельзя продавать. Они добровольно идут попрошайничать. Они должны уйти, так обстоят дела. У них должен быть какой-то источник существования. И они находят источник существования, а именно попрошайничество», — рассказал нам посредник.

Гимназия с 16 учениками

На окраине села стоит трехэтажное здание, которое давно не ремонтировалось. Это сельская школа, единственное государственное учреждение и оазис местной культуры. 

Поднимаемся по ветхой лестнице в холодный коридор в котором слишком много покоя для учреждения, где есть дети. На одной стене висят рисунки на тему войны в Украине.

Нас встречает Лидия Гулика, директор школы. Помимо преподавательской (преподавание биологии и химии) и административной функции, г-жа Гулиkа также берет на себя некоторые обязанности, которые не оплачиваются: убеждать цыган из Вулканешть в необходимости образования и школьного образования. «Местные жители много мигрируют и берут с собой детей. Потом они возвращаются, и мы зачисляем детей в школу по возрастному критерию и дополнительно работаем над повторением пропущенного материала. Это сложно», — говорит нам директор школы .

Лидия Гулика утверждает, что частота невелика, и одна из причин в том, что дети занимаются попрошайничеством. «Сейчас в селе 30 детей школьного возраста. Сегодня в школу пришло человек 16. Я не говорю, что все они просили милостыню. Но у нас нередки случаи, когда дети отсутствуют, потому что пошли просить милостыню с матерью», — говорит Лидия Гулика. Она также представляет нам недавнее заявление о родителях 12-летнего ученика, которого отправили попрошайничать.

Директор жалуется на недостаточное финансирование и нехватку кадров: «Я стараюсь заинтересовать жителей села школьными делами. Для того чтобы иметь результаты, необходимо завоевать их доверие, а это очень сложно. Я нанял двух охранников и горничную из деревни. Было бы здорово, если бы у нас были учителя. Но бывают редкие случаи, когда он продолжает обучение. А цыганки рано выходят замуж. У меня была надежда, студентка из Вулкэнешть, которая учится в средней школе из Ниспорень. Но я узнал, что она, которой 17 лет, этой весной собирается сыграть свадьбу. И я не знаю, закончит ли онa среднюю школу».

«Мы не имеем права преследовать цыган за границей»

Валериу Гуцу, примар коммуны Чорешть, в которую также входит село Вулкэнешть, сказал, что ему известно об отъезде цыган за границу, в том числе о попрошайничестве, но у местной публичной власти нет рычагов, чтобы остановить миграцию. 

Валериу Гуцу

«Цыгане пользуются свободой передвижения, как и другие граждане. Они получают свои паспорта и едут куда хотят. Они имеют такую же свободу передвижения, как и все граждане. Уезжая, они не обязаны приходить в мэрию и сообщать нам, куда и с какой целью они едут. Но явление миграции в Вулканешты носит интенсивный характер. Они надолго уезжают, забрав с собой детей. Я слышал, что в Вулканешть есть торговля людьми, практикуется попрошайничество, но у меня нет статистических данных. Торговля людьми является уголовным преступлением, подпадающим под юрисдикцию правоохранительных органов. Мы получили только уведомления из России и Украины о задержании некоторых жителей Вулканешть, которые занимались попрошайничеством. У местной государственной администрации нет рычагов, чтобы остановить то или иное явление в случае с цыганами. Наше единственное оружие — убеждение через общение», — сказал нам мэр.

Валериу Гуцу утверждает, что сделал все возможное для социальной интеграции цыган из Вулкэнешть. «Проекты были, дороги заасфальтированы, водопровод проведен, санитарная служба работает. Просто за услуги не платят. Также мы построили современный детский сад на две группы по европейским стандартам. Сначала было 10 детей, а в скором времени их стало двое. Сотрудников было больше, чем детей, и я закрыл детский сад. Здесь в школе почти такая же 

ситуация, когда количество сотрудников превышает количество учеников. Мы хотели перевести их в школу в Чорэшть, но жители Вулкэнешть этого не хотят. Поэтому нам пришлось оставить школу в Вулканешть, чтобы хотя бы несколько цыганских детей могли учиться. Доступ к информации и образованию являются теми критериями, которые приведут к сокращению явления попрошайничества среди цыганского этноса», сказал Валериу Гуцу.

Уязвимость женщин ромской национальности в статистике

Точное количество цыган в Республике Молдова неизвестно, по оценкам, их численность составляет около 12 000 человек. И немногим более половины составляют женщины.Неграмотность, безработица и ограниченный доступ к медицинскому обслуживанию — это лишь некоторые из проблем, с которыми сталкивается цыганское сообщество в Молдове, особенно женщины. 40 процентов цыганских женщин в стране не имеют образования, подавляющее большинство не имеют работы, а каждая четвертая не обращалась к врачу за последние пять лет, согласно опросу, проведенному Сетью цыганских женщин и девушек в Республика Молдова.

Многие девочки выходят замуж в раннем возрасте и имеют высокий уровень насилия в отношении женщин в общинах рома с доминирующей мужской системой домохозяйств и общин, что серьезно ограничивает свободу передвижения и выбора женщин и девочек в общине.

Работают только 28% женщин в возрасте 15-64 лет, причем их доля в 1,9 раза ниже по сравнению с женщинами нецыганской национальности (53%) и в 1,5 раза ниже по сравнению с мужчинами ромской национальности.

Статистика также показывает, что только 63% женщин цыганской национальности в Республике Молдова в возрасте старше 16 лет умеют читать и писать.

Таким образом, женщины и девочки рома продолжают оставаться одной из самых неблагополучных групп в Республике Молдова. Их уязвимость к социальной изоляции определяется рядом дискриминационных факторов по признаку пола, класса, этнической принадлежности, которые влияют на не только их роль и положение в обществе, но и равный доступ к образованию, рынку труда, получению дохода вне бедности, здравоохранению, социальной защите, качеству жилья, гражданской и политической жизни, правосудию.

К сожалению, статистика торговли людьми по национальному признаку отсутствует. Исследования показывают, что женщин и девочек ромской национальности также продают в Италию, Турцию, затем следуют Польша, Украина, Германия и даже Израиль, не считая России и Украины.

Что говорят эксперты

Лидер цыганской общины в Молдове Николае Радицэ, бывший советник правительства по этническим вопросам, выделяет три критерия, которыми можно объяснить феномен миграции рома с целью попрошайничества – культурный, экономический и социальный.

Николае Радицэ

Коснувшись культурного аспекта вопроса, Николае Радицэ упомянул кочевое прошлое представителей цыганской национальности. «Ромала из Вулканешть — потомки цирковых цыган. Это были дрессировщики животных, особенно медведей, и они путешествовали из одной местности в другую, зарабатывая себе на жизнь небольшими представлениями. Сейчас передвижных шоу уже не дают, но тенденция к эмиграции и сбору денег осталась. Для них нормально эмигрировать и просить денег. Мы обнаружили случаи, когда мужчины отправляли своих жен и детей попрошайничать. И они не входили в категорию бедных», — объяснил нам Радицэ.

Второй аспект, экономический, эксперт объясняет, в первую очередь, отсутствием рабочих мест для рома: «Цыгане рассматривают попрошайничество как способ заработка. Когда у них нет работы, достойных источников дохода для заработка, человек становится уязвимым и легко поддается влиянию, подчинению. Нашим полицейским нужно проводить четкую линию при расследовании случаев попрошайничества. Есть те, кто попрошайничает, чтобы заработать на жизнь, и те, кто попрошайничает, чтобы обогатить других. Если раньше цыгане выпрашивали исключительно свое существование, то лет за 10-15 появилось явление организации нищенских сетей. Речь идет об эксплуатации людей, и жертвами этих сетей являются не только цыгане».

Что касается социального аспекта, Николае Радицэ утверждает, что речь идет о дискриминации цыган по этническому признаку. «Представители ромской национальности подвергаются дискриминации при приеме на работу, хотя государство гарантирует им равные права с представителями других национальностей. Существует также проблема неграмотности. Государство должно проводить политику, чтобы каждый ребенок имел среднее образование. Для цыганских девушек характерны ранние браки. Девочек забирают родители с учебы в возрасте 11-12 лет. Это трагедия и позор для всех родственников, если девушка не девственница в брачную ночь. Таким образом, уровень неграмотности или неполного среднего образования среди цыганских женщин остается очень высоким, что делает их гораздо более уязвимыми по сравнению с мужчинами», — сказал бывший советник правительства.

Юлия Химерик, Украина, Джульета Савитски, Молдова

Расследование проводилось в рамках проекта «Сеть женщин-журналистов-расследователей» при поддержке IMS, RPDI, Studio Monitore, Центра медиа-инициатив и Центра журналистских расследований Молдовы.