Как за пару недель территория Киева выросла почти в два раза? Почему Демиевка была против присоединения к городу, а Киев жаждал ее окультурить? Когда село Позняки и поселки Дарницы стали городом? Вспоминаем, как расширялась столица.

5fa401de70837.jpg

12 октября 1923 года Совет Народных Комиссаров УССР принял постановление о расширении городской черты Киева. Вслед за ним 27 октября вышло аналогичное постановление за подписью зампреда Киевского губисполкома А. И. Кашкарова. В результате этих административных решений территория города возросла по сравнению с 1917 г. сразу в 2,28 раза. Увеличилась и численность населения, но, конечно же, не в такой пропорции.

В 1874 г., когда Юго-Западный отдел Императорского Русского географического общества 2 марта провел в Киеве однодневную перепись населения, за городом было записано 127 тыс. 251 чел., из которых 10 тыс. 477 чел. являлись жителями предместий — Шулявки, Соломенки с Протасовым Яром, Байковой горы и Демиевки с Саперной слободкой. Это обстоятельство в итоговых документах переписи было выделено особо. Ну а после того, например, как в феврале 1883 г. на Демиевке появилась Вознесенская церковь, средства на которую пожертвовал директор сахарорафинадного завода Рудольф Раузер, вопрос присоединения к городу этой местности, возбужденный в 1887 г., теперь почти регулярно выносился на заседания городской думы.

К тому времени в деревне, ставшей теперь селом, уже действовали пивоваренный завод Карла Шульца, стеклянный Эдуарда Неметти, кирпичный Горенштейна, уксусный Янкеля Маркона, кондитерская фабрика Валентина Ефимова и другие предприятия.

5fa40235c32a0.jpg

По Демиевке гласные думы несколько раз принимали решения по существу вопроса — ходатайствовали о присоединении к городу. Это было в июне 1889 г., в октябре 1895-го, в марте 1900 г., в январе 1903-го, в августе 1905 г., в мае 1910 года.

Население Демиевки в 1908 г. превысило уже 20 тыс. человек. Однако село, являвшееся фактически предместьем Киева, было соединено с городом лишь единственной трассой, пересекающей полотно железной дороги. Переезд через него непосредственно прилегал к мосту через реку Лыбедь, отделявшую село от городской территории. Поэтому вопрос транспортного обеспечения и благоустройства стоял очень остро.

В связи с этим газета «Киевлянин» 4 мая 1910 г. писала: «Группой жителей Демиевки возбуждено перед Киевской городской думой ходатайство, в котором указывается, что подавляющая часть населения Демиевки, помимо 76 дворов крестьян, а именно — 28 тыс. душ, в административном отношении ничем не объединена, не имеет места и органа, где были бы обсуждены их нужды. Жители Демиевки лишены самых элементарных удобств, как то: санитарии, благоустройства, школ, бесплатной медицинской помощи, полицейской охраны (в Демиевке всего 5 городовых). Ожидать от демиевского крестьянского общества благоустройства невозможно. Располагая собственным самоуправлением и доходной статьей в виде базарной площади, оно не поступается своими преимуществами перед остальным населением, превышающим его в 10 раз. Ввиду этого жители просят городскую думу возбудить ходатайство о присоединении Демиевки к Киеву с тем, чтобы по присоединении было приступлено к благоустройству ее».

Под благоустройством имелось в виду замощение и освещение улиц, устройство водопровода, канализации, полицейского участка, больницы, богадельни и других административных и просветительских учреждений.

Ходатайство демиевцев было направлено на заключение Киевскому уездному исправнику, являвшемуся единоличным главой полиции в уезде. В начале августа 1910 г. он сообщил губернатору, что «крестьянское общество с. Демиевки не согласно на присоединение к Киеву, а равно также не симпатизируют присоединению и промышленники, знающие по опыту, как город Киев относится к своим окраинам».

По мнению исправника, присоединение Демиевки к Киеву было бы преждевременным, так как «окраины Киева не устроены и та же участь постигнет Демиевку». Самые большие вопросы для нее — это водопровод и канализация. «На устройство здесь водопровода, — писал уездный исправник, — находятся предприниматели, и если бы Киевское городское общественное управление вошло бы в соглашение относительно присоединения Демиевки к канализационной сети, то сравнительное благополучие Демиевки было бы обеспечено».

26 июня 1911 г. Демиевка праздновала освящение и открытие первой линии электрического трамвая, устроенного предпринимателем Д. С. Марголиным вдоль базара до Голосеевского леса. Поздравляя с этим важным событием, киевский губернатор А. Ф. Гирс при этом отметил: «Радуюсь открытию трамвайной линии, которая соединит Демиевку с Киевом и послужит к ее быстрому культурному развитию». Однако для реализации всех необходимых для этого мер было еще далеко.

С прокладкой линий городской железной дороги было непосредственно связано развитие Верхней и Нижней Соломенок и Старой и Новой Чоколовок. Вопрос соединения этих местностей с городом давно интересовал их жителей, и утвердительно он был решен в сентябре 1907 г., а в начале следующего определились и с детальным направлением трассы трамвая.

О ней «Киевлянин» писал: «Рельсовое полотно дороги будет начинаться на Кадетском шоссе (Воздухофлотский проспект. — В. К.), при пересечении его с Бибиковским бульваром (бульв. Т. Шевченко. — В. К.), потом по шоссе пойдет мимо Кадетского корпуса, мимо Кадетской рощи по дороге на Борщаговку, далее повернет к Соломенскому кладбищу; через Верхнюю и Нижнюю Соломенки пройдет по Большой (Липковского. — В. К.) улице и под полотном Московско-Киево-Воронежской железной дороги выйдет на Караваевскую (Л. Толстого. — В. К.) улицу». В начале октября 1908 г. Начальник Края В. А. Сухомлинов, по сообщению прессы, «вполне сочувствуя этой безусловно необходимой цели, выразил свое согласие на осуществление соединения трамвайной линией Соломенки с Киевом».

5fa40269a7f2b.jpg

1 июля 1914 г. Совет Министров Российской империи одобрил поданный председателем Киевской уездной земской управы, членом Государственной Думы В. Я. Демченко проект присоединения к г. Киеву села Шулявки и Караваевских дач. В последовавшем после этого Высочайшем соизволении речь шла о включении в пределы Киева села Шулявщины, погоста шулявской церкви св. Марии Магдалины, поселков Караваевские дачи и Бывшие казенные дачи, об усадьбе Политехнического института, о свободной городской земле напротив института и городской безоброчной земле, общей площадью около 600 гектаров.

При этом было оговорено условие, «чтобы присоединяемые к городу земли оставались собственностью лиц и учреждений, ранее приобретших их на законном основании; чтобы крестьяне села Шулявщины, которые не пожелали бы причислиться к городским сословиям, сохранили все права состояния, которыми они пользовались до присоединения их поселения к городу, и чтобы проживающим ко времени осуществления этой меры в присоединяемых к городу Киеву местностях евреям было разрешено и впредь оставаться в избранных ими местах жительства и продолжать пользоваться всеми принадлежащими им, до присоединения мест их оседлости к названному городу, правами и чтобы новое водворение и пребывание евреев в упомянутых местностях определялось действующими ныне по сему предмету в отношении города Киева правилами».

5fa402896e80b.jpg

10 ноября 1914 г. газета «Киевская мысль» сообщила, что губернская администрация получила Высочайшее повеление о присоединении к Киеву села Шулявщины, дачных местностей и Политехнического института. Согласно указанию, «администрацией разосланы подведомственным учреждениям приказы об исполнении отдельных пунктов Высочайшего повеления; формируются штаты полиции, наносятся на городской план новые местности и т. п.». В марте 1914-го в Киеве числилось 626 тыс. жителей.

И вот в октябре 1923 г. в городскую черту Киева добавились более сорока названий населенных пунктов и участков пригородной зоны, входивших ранее в состав четырех районов Киевской губернии:

5fa402a8f14f6.jpg

Броварской район — Воскресенская слобода, поселки Старая и Новая Дарница, Артиллерийский полигон, слободки Кухмистерская и Печерская, слободка Никольская, земли села Осокорки, слободка Предмостная, село Позняки, лесничество Никольское, земли Флоровского монастыря;

Будаевский район — Александровская слободка, поселки Старая и Новая Чоколовка, Аэродром, село Беличи, сенокосы села Белогородки, поселок Екатериновка, хутор Любка, деревни Романовка и Совки, Совская лесная дача, лесничества Киевское и Святошинское, хутора Дехтяры и Вишневский, земли Греческо-Синайского монастыря;

Гостомельский район — хутор Берковец, деревня Горенка, поселок Константиновка, село Мостище, лесничество Межигорское, хутор Никольский, кирпичный завод Папирня;

Хотовский район — земли села Вита Почтовая, Голосеевская пустынь, остров Галерный, хутор Красный Трактир, форт Лысогорский, деревня Мышеловка (Мышаловка).

Плотность населения Киева в те годы очень разнилась. По переписи, проведенной в 1926 г., в отдельных местностях в пересчете на 1 гектар она представляла такие величины: Зверинец — 41 человек, Труханов остров — 86, Шулявка — 101, Печерск — 116, Липки — 181, бульвар Т. Шевченко — 295, ул. Нероновича (Воровского) — 307, Подол — 435, Старый Киев (Софийская площадь и прилегающие к ней улицы) — 534 жителя на один гектар заселенных участков.

В 1931 г. территория города достигла уже 44 тыс.191 га, что в 2,7 раза больше, чем до принятия правительственных решений 1923 г. Площадь под жилыми кварталами и улицами равнялась 7959 га (18,1 %), под лесами — 18776 га (42,6 %), под общественными садами — 207 га (0,5%).

В том году в Киеве числилось 14 850 усадеб и 26 491 жилое строение, в которых имелись 91 384 квартиры и 209 440 комнат общей жилой площадью 3 млн. 630 тыс. кв. м. Все это составляло 4718 каменных домов, 4330 — смешанных и 17 343 — деревянных.