Несколько плохих тенденций:

1. У старой бюрократии страх сменился уверенностью. Потому что — тотальная безнаказанность, тотальная импотенция и продажность судов и прокуратуры.

2. Циники от власти (решалы типа пашинских и прочих) откровенно пользуют тяжелейшее положение страны ради личного самообогащения.

3. Войной и угрозой хаоса прикрываются последние подлости и низости. То, как Народный фронт грозит все завалить, если их Премьера и его окружение отправят в отставку — верх цинизма.

4. Парламент принципиально недееспособен, потому что ни одна фракция оного или не может занять ответственной позиции, или не может даже организовать приход депутатов в зал.

5. Гражданское общество не обладает пока нужной консолидацией и не имеет политического выразителя своих интересов.

6. Война нам все еще грозит, но внутренний кризис, промедление с реформами и имитация борьбы с коррупцией угрожают нам значительно больше. Чем сильнее мы внутри, тем более наша способность защищаться и наступать.

Все ли так плохо?


Нет.

Несколько хороших тенденций.

1. Впервые с начала Революции и войны в обществе актуализировался вопрос: КЕМ СМЕНИТЬ нынешнюю политическую и бюрократическую элиту (от Премьер-министра и депутатов до чиновников среднего звена).

2. Впервые гражданское общество ведет активный внутренний диалог на тему ЧТО ПРОИСХОДИТ? и ЧТО ДЕЛАТЬ?

3. Впервые актуален реальный ПОЛИТИЧЕСКИЙ запрос на реально НОВЫЕ политические партии. Из тех, кто доказал и благонамеренность, и дееспособность.

4. Запад (и в первую очередь — США) все еще с нами. Хотя терпение заканчивается и данное Правительство, еще нужное, уже не является неприкасаемой коровой. Только если данное Правительство будет проводить реформы, оно сможет вернуть к себе доверие.

А какова же судьба этого Правительства? И этого Парламента?

Да, они скорее нужны на своем месте, если нет возможности сформировать технократичное правительство этим составом Рады. Так как само по себе правительство Яценюка никакой ценностью не обладает. Как и Рада в нынешнем формате. Потому что Парламент и Правительство, которые проводят реформы только по принуждению, это просто клерки. Но не государственные органы.

Речь, конечно, не только о коалиции. Ни одна из представленных в Парламенте партий ни разу не является провайдером перемен. Субъектом реформ, если хотите. Отдельные депутаты — от 5 до 40% отдельных фракций — да. Коллективно — нет.

И вот сейчас, собственно,и пришло время ответить на этот вызов.

Первый попытки в виде квазипартии Саакашвили (скорее явление иллюзорное, чем обретающее ) — это уже хорошо. Хотя сложно не осуждать ту степень популизма, с которой он работает.

Дальше будет больше.

В любом случае, сейчас как никогда очевидно: это Правительство — временщики, и чтобы его сменило действительно реформаторское правительство, в начале надо ответить на главный запрос — запрос на здоровое обновление политической элиты. Через единственный приемлемый для этого механизм — механизм выборов.

Не может и не должно произойти мгновенное 100% обновление элит, как не может произойти 100% обновление населения, из которого эта элита и выходит.

Но в нынешнем политическом кризисе здоровые силы нынешней элиты и здоровые силы гражданского общества получают уникальный шанс — довести политическую часть Революции до логичного и мирного окончания. А именно — обновить политическую элиту в период очевидного кризиса и распада ныне существующей.

Справимся ли мы с этим вызовом? Без сомнений. Как бы тяжело это не было.