Текст — о крайне важном, хотя общественно не сильно заметном законопроекте 2456д (про защиту прав потребителей финансовых услуг), который призван защитить потребителей финансовых услуг от недобросовестного отношения участников рынка.

Произвол банков, страховых, кредитных агентств (договора с размытыми условиями, комиссии прописанные мелким почерком, манипулятивная реклама и просто обман) — норма украинского финрынка от момента его основания. С этим можно и нужно бороться.

В ближайшее время (может быть, даже завтра) депутатам в Верховной Раде предоставится редкая для них возможность. Сделать что-то полезное.

Многие граждане (да почти все, на самом деле) сталкиваются с некачественным обслуживанием. Почти в каждой сфере бизнеса есть свои «герои», которые не могут или не хотят нормально работать с клиентом. И хорошо, если это небрежность или лень. Часто — это желание обмануть и нажиться на клиенте.

Ирония в том, что все способы обмануть клиента — изменить условия договора, манипулировать с условиями, недобросовестно рекламировать услуги и т.д. — для всех других бизнесов пресекаются Госпродпотребслужбой. Должны пресекаться. Все, кроме финансовых услуг. Финансовые услуги после 2011 года у потребслужбы отобрали, но контроль за ними никому не передали.

Хотя у нас есть три регулятора, которые могли бы получить этот контроль — НБУ, Нацкомфинуслуг и Нацкомиссия по ЦБ.

Если законопроект 2456д будет принят, то все три регулятора получат свою долю полномочий контролировать и наказывать (от предупреждений до штрафов и лишения лицензий) недобросовестных участников рынка.

Каким злоупотреблениям призван противостоять этот законопроект? Пройдусь по 4 самым типичным.

  1. Навязывание услуг и сервисов против вашей воли. Когда в банке вам оформление карты при обмене валют, когда обязывают купить страховку только в своей страховой, когда навязывают дополнительные траты при оформлении кредита — это произвол. Сейчас вы можете только спорить и ругаться, наказать финучреждение за такое некому. Закон это исправит: НБУ получит возможность издать директиву, которая зафиксирует незаконность навязывания услуг, а также получит возможность контроля. Как самостоятельного, так и по жалобе клиента.
  2. Переобувание на лету. Когда условия пользования кредитами или даже дебетными картами меняются на ходу. Хотя сейчас одностороннее изменение условий договора формально незаконно, путей обойти это ограничение — масса. Кроме того, пресечь такие действия банка или кредитного учреждения можно только через суд. Закон позволит НБУ напрямую разбираться с нарушителями. Кроме описанной выше возможности требовать полного раскрытия условий использования продуктов.
  3. Кредит под 20...0%. Случаи, когда кредиты под 1% превращаются в кредиты под 400% — прямое следствие скрытых условий предоставления денег. Сейчас этому можно противодействовать только внимательным чтением. Закон установит унифицированную форму характеристики продукта. Которая будет типизированным описанием продукта и клиент будет знать ЧТО ОН ЗАПОЛНЯЕТ. За нарушение нового порядка финучреждение будет возможность наказать.
  4. Передача персональных данных коллекторам. Никакое финучреждение не имеет права передавать ваши данные (домашние адреса, телефоны, номера машин или данные родственникам) третьим лицам (хотя иногда такое записано мелкими буковками в тексте договора. но даже в такой форме — это не вполне законно). Но за передачу данных сейчас никаких последствий для них не предусмотрено, кроме как через суд. Не смотря на существование закона о персональных данных. По закону НБУ не получит прав по защите персональных данных. Но раскрытие пунктов, описывающих эти вопросы, будет урегулировано и отдельно прописано регулятором.

Также законопроектом предусматривается обязательное право ознакомиться с договором (хоть дома, хоть вместе с юристом) заранее. Кроме того в законопроекте еще целый ряд типичных нарушений попадают под санкции (регуляторы получают право на это).

Да, такой законопроект — очень «скучный».

Он не попадает в массовые новости.

На нем почему-то никто не набивает себе рейтинговые очки.

Но этот законопроект гарантированно улучшит качество финансовых услуг для рядового потребителя. А это сотни тысяч и миллионы украинцев, которые каждый день пользуются услугами банков, страховы компаний. инвестиционных и кредитных компаний и т.д. и т.п.

Очень надеюсь, что народным избранникам хватит времени и ума принять этот законопроект и сделать полезное. Не поиграть в популизм, а реально сделать что-то полезное.

И да. К подписчикам. Не забудьте напомнить своему депутату. что в Раде он работает для украинского общества и экономики. И голосовать иногда надо за необходимое, а не за обсуждаемое.