Немного о стратегии Win-Win, о которой сегодня все любят рассказывать. Самое простое объяснение, которое я слышал: Win-Win — это про возможность и на ёлку влезть, и жопу не ободрать. Но это я как раз слышал от людей, которые всё так в жизни воспринимают — через это самое место.
На самом деле Win-Win — это стратегия, которую разработал и применил в качестве сути своей теории Давид Рикардо (David Ricardo) — знаменитый английский экономист, и развил Стивен Кови (Stephen Covey) — доктор экономики Гарвардского университета и автор книги «Семь навыков высокоэффективных людей». Принцип Win-Win заключается в постоянном поиске взаимовыгодного сотрудничества во всех видах взаимодействия людей друг с другом. В случае, если все договоренности и решения удовлетворяют обе стороны — соперничество уступает место сотрудничеству. В ситуации с несколькими игроками подобный сценарий — единственно верный. При этом, нередко, в результате потенциальные конкуренты становятся партнерами. Win-Win — это антипод привычному Win-Lose (не з'їм, так понадкусюю) и любимому Lose-Lose (сам не гам и другому не дам).
На рельсы стратегии Win-Win сегодня переходит весь развитый мир. Все уже давно поняли, что смотреть сколько зарабатывает твой конкурент, завидовать ему и пытаться его обмануть — заканчивается всегда одинаково: банкротством, позором и полным обесцениванием собственного «я». И разумеется — разодранной жопой. Гораздо правильнее обьединить усилия, увеличить рынок и заработать значительно больше. Собственно, даже дикие животные делятся добычей со своим кланом и объединяются в стаи для совместной охоты. Стратегия Win-Win основана на эффективной взаимозависимости всех членов стаи.
У нас же момент наступления Win-Win является сигналом к поиску того, кто и в каком месте тебя наебал. Либо собирается это сделать. В парадигме нашего сермяжного бытия, Win-Win бывает только в кино. Американском. И если вдруг у нас создается обратное впечатление — мы первым делом хорошенько осматриваемся кругом, чтобы найти того, кто же все-таки стащил ложки со стола. Поэтому, как только на нашем пороге появляется очередной молодой и горячий, сопровождаемый свежей идеей и стратегией Win-Win — мы смотрим на него, как на жулика. Или как на лоха. И в любом случае, спустя инкубационный период времени, начинаем его кошмарить и грубо отжимать всё, с чем он к нам пришёл. Бесплатно же, Win-Win. То есть ничье, можно брать. Это и есть наш условный рефлекс, приобретенный в результате частого посещения общего и бесплатного.
Вместо Win-Win у нас — Кум-Кум. Большинство из нас, преследуя свои цели, думает только о своих собственных выгодах, напрочь забывая о чужих. На этом базируется весь отечественный бизнес, в котором главным является не желание увеличить размер общего пирога, а дикая боязнь того, что ресурсов хватит не на всех. Поэтому основными драйверами экосистемы нашего предпринимательства служат такие качества как зависть, скрытность, недоверие и обман. Отсюда рождается принцип духовной нищеты, суть которого — стремление добежать до самого высокого дерева, влезть на него и ногами сталкивать остальных.
И в этом — вся суть отечественного бизнеса. В то время, как мировая инновационная экономика прёт вперед как вакуумный поезд, создавая новые модели развития, в которых главное уже не конкуренция товаров, а моделей управления — и все уже давно сделали вывод, что подавление конкурентов — путь в никуда, мы, с нашим замусоленным кэшем в носке и пещерными взглядами на принципы партнерства и конкуренции, выглядим на фоне этого как нищие на заправке. Ведь для нас в конфигурации модели, где сначала заправляешься а потом платишь — главное — это влить полный бак и уехать не заплатив, в надежде, что не увидят. Не догонят, простят и забудут.
Принцип Win-Win для нас также чужд и одновременно заманчив, как для них — наш Старый Новый год. Умом не понять, но повод для пьянки — отличный. Главное — жопу не ободрать, когда придет время на ёлку лезть.