Верховная Рада Украины закончила 8-ю сессию и разошлась на каникулы. Возобновит она свою работу уже в сентябре. В связи с этим возникает желание оценить непосильную работу парламентариев. Попробуем использовать количественный и качественный подходы.
На пленарную неделю Рада, как правило, выносит 100-115 законопроектов, из которых принимается 10-15. То есть эффективность работы украинского парламента можно оценить в 10-15%.
Среди принятых важных законопроектов можно отметить законы об антикоррупционном суде, о национальной безопасности, о трансплантации, о дипломатической службе и некоторые кадровые решения – назначение нового главы НБУ, Счетной палаты и Уполномоченного по правам человека. Также депутатом удалось сделать первый шаг к решению проблемы «евроблях». В целом, по словам спикера Андрея Парубия, было принято 88 законов в целом. В первом чтении – 49 законопроектов, поддержано 37 постановлений, а в общем принято более 157 коллективных решений украинского парламента.
В тоже время парламент так и не смог принят ряд очень важных и ожидаемых обществом решений. Так, парламентарии не смогли снять депутатскую неприкосновенность, принять новый Избирательный кодекс, дать право голоса внутренне перемещенным лицам, усилить ответственность за нарушение избирательного законодательства, отменить обязательную подачу электронных деклараций для активистов, заслушать отчет Кабинета министров, создать Национальное бюро финансовой безопасности, создать рынок земли. Обошли стороной депутаты и решение вопроса своей дисциплины – низкая явка на заседаниях и «кнопкодавство». Не принял парламент и множество социальных инициатив.
Отдельным вопросом остается качество принятых законов и соблюдение украинским парламентом пропорции частного и общего интереса. Формат блога не позволяет проанализировать много законов, поэтому остановимся на разборе одного, по-моему мнению, достаточно показательного закона, который может пролить свет на логику многих законодательных инициатив.
Речь идет о законе № 5495 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно сохранения украинских лесов и предотвращения незаконного вывоза необработанных лесоматериалов», который активно лоббировался в Раде представителями Радикальной партии Олега Ляшко. Задекларированной целью его принятия являлось усилить мораторий, принятый в 2015 году, компенсировать его недостатки за счет ограничения размера лесозаготовок до 25 млн кубометров в год и, что особенно важно, усилить ответственность за нарушение закона. Но внимательное прочтение закона приводит к заключению, что новый Закон не устанавливает уголовную ответственность за незаконные рубки, а размер административной ответственности уменьшается. Также в Законе не регулируется вопрос восстановления уже вырубленных лесных массивов. Более того, в нем ничего не говорится о введении экономических мер сдерживания экспорта леса и пиломатериалов и стимулирования экспорта готовых изделий.
Все эти вопросы крайне важны и достаточно очевидны. Так почему же Закон их обошел? Суть этого вопроса, как и многих других, лежит в скрытом лоббизме. Дело в том, что некоторые украинские олигархи пытаются нивелировать локальный рынок древесины и поставить его под личный контроль с целью получения сверхприбылей. Из источников европейской прессы известно, что главными бенефициарами принятия этого закона выступают приближенные к президенту Порошенко украинские олигархи Леонид Юрушев и Юрий Косюк, которые играют первую скрипку в этом бизнесе. Закон создает условия при которых их предприятия смогут делать в 2,5 раза большую вырубку, в первую очередь, из-за отсутствия унифицированной терминологии в законодательстве. Лишнее наверное говорить и о том, что все это значительно сокращает инвестиционную привлекательность нашей страны.
Таким образом, этот Закон, как, например, и в ситуации с назначением Юрия Луценка на должность Генпрокурора, меняет правила игры под конкретных политиков и их спонсоров и совершенно не учитывает интересы общества. Это наглядная иллюстрация отсутствия государственного мышления у депутатов, которые прикрываясь благими целями все время стремятся обмануть украинский народ и обогатить олигархов.
Мы можем бесконечно спорить об эффективности работы Рады, но качественное содержание принятых законов и их направленность имеет куда большее значение. До тех пор, пока в Украине будет процветать скрытый лоббизм, работа главного законодательного органа страны не может быть удовлетворительной.