Если бы я проводил реформу дорожной инфраструктуры, я бы начал от калитки и подъезда. Вначале удовлетворили бы ежедневные интересы всех (а входят и выходят из дому все граждане), и уже постепенно подошли бы к периодическим интересам немногих, пользующихся автомагистралями национального значения.
Итак, реформа должна иметь такой алгоритм.
1. За один год отремонтировать за счет всех возможных денежных средств (государственных, городских, индивидуальных) абсолютно все подходы к домам, тротуары, придомовые дороги. Этот этап касается интересов всех украинцев. Много миллионов людей должны комфортно и удобно выходить из дому, а не ступать прямо из подъезда в грязь и лужи.
2. Затем надо добиться наличия твердых и ровных дорог к каждому дому. Это буквальное требование: бать твердыми и ровными. Без грязи и луж, без ям и колей. В городе – асфальтовые, а в селе могут быть и гравийные или грунтовые. Но ровные и твердые. Это тот участок дорожной инфраструктуры, где миллионы люди ходят пешком, ездят на велосипедах и возят коляски в детьми. За год реально комплексно проблему решить.
3. Городские улицы и дороги. Это уже для автомобилей и общественного транспорта. Тут нужен безусловный приоритет грамотной регулировки движения, ровного покрытия и разметки. Это не один год работы, а три-четыре при условии качественного исполнения и грамотной расстановки приоритетов.
4. Междугородние и межрегиональные дороги. Нынешние. Не надо пока строить новые. Надо привести в порядок те, что есть. Ровное покрытие и тотальная разметка, включая обязательное обозначение обочины. Это года два-три работы.
5. Национальные и транснациональные магистрали. Это десятилетия реализации. Это после того, как выполнены все предыдущие пункты. Или пусть инвестор возьмет на себя эту работу, пусть строит новые платные дороги. Но ни в коем случае не брать огромные кредиты на строительство автомагистралей, как это делается сейчас. Хотите освоить кредит? Только на пункты 1, 2 и 3.
Теперь я бы хотел услышать от наших чиновников от инфраструктуры, почему этот путь неправильный или невозможный.