В бытность мою депутатом райрады и председателем бюджетной комиссии, я изнутри столкнулся с процессом формирования и принятия бюджета.
Самый большой парадокс в том, что больше всего в исполнительной власти (премьер-министр, городской голова, голова ОДА, РДА) боятся увеличения бюджета.
Им надо, чтобы бюджет был запланирован по минимуму.
Для них важно, чтобы бюджет был не просто выполнен, это как бы подразумевается само собой, поскольку рисковых обязательств там не закладывается.
Важно перевыполнение бюджета.
Потому что суммами перевыполнения можно манипулировать в своих интересах. Ведь обязательства-то выполнены. Минимальные пенсии и зарплаты выплачены, свет и тепло в зданиях оплачены. Значит все деньги, что сверхплана, можно пустить на капитальные проекты, особенно строительство и ремонты, отдельные объекты, закупку основных средств, разработку технологий, поддержку отдельных сфер, реализацию программ… В общем, туда, где получить до 100% отката уже дело техники. Ведь с зарплат учителей или с пенсий откат получить сложно, а с ремонта крыши в школе или с закупки ПО – запросто.
Почему бы это не заложить в бюджет сразу? Да потому что гораздо удобнее выбирать объект для расходов в ручном режиме, не будучи связанным бюджетными обязательствами.
Особенно ценно также, что средства от перевыполненного бюджета, как правило, сначала осваиваются, а уже по факту это освоение одобряется депутатами в виде изменений к бюджету.
Именно поэтому нынешний госбюджет (и как следствие, все местные) составлен исходя из минимально возможного уровня зарплат, пенсий, из минимальных расходов на все. Именно поэтому, невзирая на трехкратную девальвацию гривни и двукратную инфляцию, они закладывают рост пенсий и зарплат всего на 12 %.
Чтобы больше оставалось для воровства и дележки.