Большое спасибо профессору Жалимасу Dainius Žalimas, депутату Европейского Парламента, бывшему Председателю Конституционного суда Литвы, за профессиональную оценку статуса Чеченской Республики Ичкерия как независимого государства с точки зрения международного права.
Я сделала скрипт основных аспектов выступления профессора Жалимаса.
Прошу тех, кто затрагивает тему независимости ЧРИ в общественных дискуссиях, опираться на эти сформулированные экспертные данные на основе международного права, а не пользоваться многолетними вбросами российской пропаганды.
1. 11 декабря 2024 года — 30 лет с начала открытой агрессии РФ против Чеченской Республики Ичкерия, (хотя и до этого те вооруженные действия, которые происходили против законного легитимного Правительства ЧРИ, тоже можно было назвать агрессией), но на этот раз это уже открытая агрессия, объявленная соответствующим указом президента Российской Федерации.
2. К этому дню необходимо обозначить основные моменты, которые касаются современной истории Чечении, его возникновения как государства, и как дальше оценивать происходящее. Оценка событий 30-летней давности и то, что продолжается сейчас, неизбежно зависит от того, как мы оцениваем вообще появление чеченского государства как такового.
3. Не упоминая всех до этого событий, коренная дата, ключевая дата это 1 ноября и 2 ноября 1991 года, когда соответственно новоизбранный Президент Чеченской Республики Джохар Дудаев, потом Парламент, объявили о суверенитете Чеченской Республики.
Основа возникновения любого государства должна лежать в международном праве. Безусловно, основой чеченской государственности, как и других государств, которые возникают как новые государства, является ПРАВО НАРОДА НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.
Наиболее спорный всегда традиционный вопрос: а как соотносится этот принцип с территориальной целостностью государства?
Ответ лежит в самом международном праве. Нельзя противопоставлять один принцип другому.
Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о принципах международного права, подтвержденная в 1970-м году, прекрасно отвечает на этот вопрос. Там ясно сказано о соотношении этих принципов. Один принцип должен пониматься всегда в контексте другого, а значит, что изначально, в принципе, они не могут противоречить друг другу.
Но сказано ясно, что касается самоопределения, что ничто не должно поощрять расчленения или разрушения государств. Имеется территориальная целостность и политическое единство государств.
НО! Таких государств, которые имеют представительные правительства, то есть, правительства, представляющие всех, все национальности без различия, на не дискриминационной основе, а значит, практически существует как репрезентативная демократия.
Поэтому появляется то, что совершенно применимо в чеченском случае, то есть, так называемая ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ СЕЦЕССИЯ: каждый народ имеет право объявить о своей независимости тогда, когда это единственный способ для того, чтобы он сохранился, для того, чтобы он свободно развивался, и, особенно, в таких условиях, когда то центральное правительство осуществляет репрессии широкого характера против этого народа.
4. Чеченская Республика отделилась еще от Советского Союза (1990г.), когда Российская Федерация еще не была признана международным субъектом. Очевидно, что Советский Союз никогда не был таким государством, которое имело репрезентативную демократию и представляло бы чеченский народ. Более того, если брать всю историю, можно смело сказать, что Советский Союз как раз вел репрессивную политику и совершал преступления, которые сейчас определяются как геноцид против чеченского народа.
Этим обусловлено право всех народов, которые были порабощены Советским Союзом, на независимость.
5. В документе от 12 июня 1990 года, то есть, в Декларации о суверенитете РСФСР тогда еще, ясно сказано, что государство дает согласие на чеченскую независимость, а в международном праве сказано, что если, тем более, государство соглашается на независимость определенного народа, то тогда вообще противоречий не должно возникать. В этой декларации ясно сказано, что РСФСР гарантирует каждому народу право на самоопределение в свободно избранных формах государственного строительства. Этот как раз чеченский случай как раз в этом смысле.
6. Конституция Чеченской Республики 1992 года прямо говорит, что это независимое правовое демократическое государство, состоявшееся на основе волеизъявления чеченского народа.
7. Если мы смотрим на порядок вещей именно таким образом, (неважно, какие аргументы предъявлялись в 1994 году), вторжение Российских войск, дальнейшая оккупация чеченской территории, должно называться единым словом в международном праве — АГРЕССИЯ. И это вытекает из общепризнанного определения агрессии в международном праве.
8. Если это агрессия, значит, агрессия не может упразднить Чеченское государство как таковое, и оно де-юре далее должно осознаваться как существующее, даже если вся ее территория оккупирована, даже если Россия объявила аннексию.
9. Аннексию Россия объявила даже раньше, чем оккупировала, когда она принимала в 1993 году Конституцию Российской Федерации. Там без любого вопроса к чеченскому народу, Чеченская республика была вписана как субъект Российской Федерации, что противоречит как принципу самоопределения, так и незаконным посягательством на территориальную целостность Чеченской Республики Ичкерия.
10. Эту линию аргументации усиливает то, что в 1997 году (мне и самому довелось быть наблюдателем на выборах) произошли последние, действительно свободные, выборы в Парламент Президента Чеченской Республики Ичкерия, которые произошли исключительно по законодательству Чеченской Республики Ичкерия в соответствии с Конституцией ЧРИ. Все кандидаты на этих выборах высказывались, и победившие, и проигравшие, высказывались за не что иное как НЕЗАВИСИМОСТЬ, то есть, подтверждение независимости Чеченской Республики Ичкерия. А это можно еще назвать квази-референдумом, по поводу того, что иногда, хотя это не является обязательным требованием, но ссылаются на многих, которые пишут о том, что хорошо было бы, чтобы волеизъявление народа было ясным. Так что в 1997 году это было совершенно ясно.
11. Потом произошло возобновление агрессии РФ, и до сих пор территория Чеченской Республики является оккупированной. Это всегда нужно иметь в виду при любом разговоре.
12. Выход из этой ситуации такой: континьютет любого государства, в том числе, Чеченской Республики Ичкерия, обычно подтверждается двояким образом.
Во-первых, это воля самого народа сохранить свое государство, поэтому очень важно, чтобы существовало продолжение той легитимной власти Чеченской Республики Ичкерия в эмиграции, чтобы, когда придет момент, народ бы мог опять объявить о ВОССТАНОВЛЕНИИ СВОЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ.
Во-вторых, международное признание. В случае с международным признанием всегда нужно вспоминать об ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ СЕЦЕССИИ. О том, что никакого конфликта с территориальной целостностью ни России, ни Советского Союза (которого и так уже не существует), не может быть. Как раз наоборот. То, что Чеченская Республика сейчас вписана в состав Российской Федерации, это можно сравнить с тем, как были вписаны Запорожская область, Херсонская область, Донецкая область, Луганская область и Крым, таким же незаконным образом.
В комплексе всего этого при будущем мирном урегулировании должен быть поставлен на повестку дня и вопрос о восстановлении Чеченской Республики Ичкерия.
13. Можно заметить такой парадокс: международное право гарантирует право на отделение, на сецессию, именно от тех государств, которые являются по сути репрессивными и недемократическими, которые не представляют все народы, живущие на их территории.
На практике нужно ПРИНУЖДАТЬ такие государства к тому, чтобы эта независимость отделяющихся народов состоялась, что тоже видно на практике, что как раз демократические государства, которые по международному праву имели право настаивать на целостности, они обычно не сопротивляются открытому и свободному волеизъявлению народов.
14. Не только де-юре, но и де-факто Чеченская Республика Ичкерия восстановит свою независимость, будет поставлен вопрос репараций за все, что творилось и творится за последние 30 лет.
Мы в один день к этому придем, и очень важно, чтобы историческая память того, что происходило, не исчезла, для того, чтобы справедливость правды и права победили.