В моем детстве в Тбилиси ходили страшные слухи о России. Те, кто никогда там не бывал, все равно держали в голове образ России, который передавали из поколения в поколение — бесчеловечный и смертельно опасный.
Я тоже это знала — от украинского деда и от многонационального тбилисского двора — но не могла добиться, в чем именно заключена эта опасность, исходящая из Петербурга и Москвы для жителя Тбилиси.
Предметно я поняла это на своей шкуре беженкой из грузинской войны в Петербурге в 1995 году.
Это именно так. Это зло. Экзистенциальное зло.
Потому что для того, чтобы в этой среде выжить, надо войти внутрь их кровеносной системы. Вход в эту кровеносную систему означает смерть. И выход, кстати, тоже.
Я прошла и один процесс, и другой.
Я могу судить о степени неподъемного испытания.
Но я проходила эти муки интуитивно.
В том числе, столкнувшись с сопротивлением «интеллектуальной фарцы» — признанных авторитетов, которые поднимают на смех и ядовито жалят.
А ведь есть умные люди, которые наверняка описали с научной точки зрения эти процессы столкновения с этой отравой и этой чернотой под названием Россия.
Точно этим занимался Звиад Гамсахурдиа. Точно этому посвятили труды украинские участники национально-освободительного движения.
И поэтому в среде интеллектуалов/диссидентов/шовинистов их травили, запрещали, демонизировали, очерняли, подвергали культурному остракизму, явно с привлечением «компетентных органов».
Задача всех людей доброй воли — начать с этим разбираться.
Дальше грести уже некуда.
А задача редких совестливых представителей этих отравленных, желающих выздороветь, одна — перестать причитать о притеснении своей культуры.
Задача одна — избавить от себя. Просто избавить людей от себя.