Сколько она пережила горя, эта прекрасная чеченская женщина, Айза. Она добилась того, что сегодня в Германии ее собственный дизайнерский бренд Soipi Studio пользуется спросом среди немцев. Айза могла бы постараться не вспоминать ужасы войны, ужасы нищеты, которые знает каждый беженец. Но Айза говорит: «Если мы будем молчать, бояться, если мы забудем это все, то мы зря прожили свою жизнь».
Три дня мы с Андреем были в окружении европейских чеченцев. В Бельгию съехалось много семей с маленькими детьми. Таких воспитанных детей я не встречала, хотя мои дети учились в частном пансионе в Англии, и мне довелось встречать в своей жизни семьи Нью-Йорка и Милана. Молодые европейские чеченцы — это блестяще образованные, с великолепными аристократическими манерами люди, которые знают и помнят, что пришлось пережить их родным.
И они никогда не забудут.
А теперь — возвращаясь к теме, которая разрывает мое сердце.
У меня в друзьях остались некоторые «хорошие р@сские», хотя я стараюсь ограничить их присутствие в моей жизни.
Последние три года моей работы на тему чеченской трагедии разделили нас существенно.
И каждый раз, видя в ленте пост из разряда «Страсти по Хорошим Р@сским», я вздрагиваю. Меня как будто ошпаривают кипятком. Они живут на своей планете Хороших и как будто не замечают, что творится вокруг.
Пожалуйста, объясните мне кто-нибудь. Как можно видеть три года мои публикации о чеченской трагедии и ни разу не отозваться, не откликнуться сердцем. Ведь таких рассказов, как рассказ Айзы — на нашем канале — сотни.
Мне самой было достаточно одного рассказа, чтобы я не находила себе места. Я не пряталась за украинское происхождение и за грузинский менталитет.
Моя р@сская часть взбунтовалась, я хотела рассказать миру, что мы поступили зверски, мы должны покаяться и исправлять этот ужас.
Я разыскала Ахмеда Закаева, главу Чеченской республики Ичкерия, и я официально принесла извинение от р@сских, от той части, которая есть во мне.
Я считала, что надо делом показать свои намерения исправить эту картину — преступления и лжи.
И я искренне не понимаю, почему нет такого же побуждения у этих самых «хороших», которые сегодня пишут о своих страданиях по своей скукожившейся культуре.
Они считают себя не причастными к горю чеченцев.
Мне противна эта «хитреца», попытка уйти от ответственности «хороших русских».
Я не понимаю, как можно себя оправдывать, понимая, что правда — она такая, какая есть: она в юных чеченцах, которые наперекор горю и страданиям, достойно продолжают жить дальше, добиваясь уважения европейцев.
Ведь должно быть унизительно убегать от правды?
Неужели такой дефицит достоинства в этих «хороших» русских, что надо хитрить?
Этот «ленинский прищур» «хороших» р@сских в чеченском вопросе — он ведь выдает их подлость и нечистоплотность?
Или я не права?
Остатки «хороших»! Если вы затесались у меня в друзьях, посмотрите этот монолог Айзы.
Вдруг сегодня, в день, когда многие в мире празднуют Преображение, вас ударит током от голоса, взгляда, улыбки этой прекрасной чеченской женщины?