Сегодня вечером на канале I NEWS будет опубликован очень интересный разговор, записанный в Академии Художеств в Праге, съемки которого мы с Андреем организовали в 2015 году. Разговор Бориса Гребенщикова и Виктора Пивоварова, известного художника.
Вел программу Иван Толстой, журналист Радио Свобода.
Иван Толстой представлял себе, что ему удастся докопаться до самых глубин, «что же не так с Россией», с ее населением, ведь «демократические процессы, свобода в 1990-е и т.д. и т.п.
„Политикой не интересуюсь“, — эта подмена понятия „совести“ на какую-то „политику“ — была общим местом, хорошим тоном, даже бравадой.
Скажу только, что тогда, в 2015 году, это максимум, что можно было услышать от людей художественной среды.
Ставить вопрос: „что не так?“, и отвечать на этот вопрос фальшиво и невпопад, это то, с чем я сталкивалась много много лет.
Жеманство, претенциозность, самолюбование графа Толстого, нагромождение замысловатых конструкций, наделение разговора какой-то интеллектуальной сложностью и утонченностью, там, где надо очень просто ответить на вопрос: где преступление, где подлость, где фальшь и ложь.
Эти его пафосные „наше отечество“, „наша родина“, там, где от стыда можно сгореть.
При этом слушаешь БГ, слушаешь Пивоварова, они ничего плохого не говорят, их интересно слушать, мысли Пивоварова о природе творчества и состоянии художника даже завораживают.
Но я, после событий в Тбилиси 1991-1993 годов, после попыток „вымолить“ у этих людей внимание к правде, не находила себе места, и мне пришлось через силу, через сопротивление и козни этих „смотрящих“, основать свой медиа ресурс.
Вы скажете, что журналисты Радио Свобода тоже могли быть введены в заблуждение, может быть они тоже не знали, не понимали, „что с Россией не так“.
На этот счет у меня есть большое сомнение.
Тем более, что многие в Праге тогда вызывали меня на разговор „А зачем тебе канал? Что ты будешь на нем делать? Ты что, спятила? Не занимайся ерундой“
Когда Иван Толстой направляет мысль БГ и Пивоварова, что манипуляторы к середине 1990-х годов сознательно развернули россиян в ностальгию по СССР, он делает такой трюк под куполом цирка.
Толстой вспоминает „Старые песни о главном“ Леонида Парфенова, посылая мысль, что именно тогда кремлевская верхушка погнала россиян как стадо баранов в загон.
Но в этот момент происходит подмена наперстка.
Вместо того, чтобы сказать: Леонид Парфенов слепил проект „Старые песни о главном“ в то самое время, когда, „наше отечество“ захватывало чужую страну и убивало чеченских детей, и это и есть „что с нашим отечеством не так“, он с мастерством Скабеевой переводит стрелки в совсем другое русло.
Да, Леонид Парфенов погнал россиян в советский загон, куда ринулось большинство, в отличие от него, графа Толстого.
А вот куда загнал публику „антисоветчик“ Толстой, это отдельный и очень большой вопрос