В конце ноября в Павлограде произошла трагедия. Вечером 23 ноября на неосвещенном перекрестке улиц Полтавская и Озерная грузовая «Газель» насмерть сбила мужчину. Поэтому городская власть оперативно приняла решение – снабдить этот перекресток светофором. Вернее – системой светофоров, включающей 12 элементов: шесть пешеходных и шесть транспортных светофоров.

0e9e26294b-1.png

5a7cfa6c63-2.png

5bb429a241-3.png

Проходя в этом районе в конце декабря, я застал работы по монтажу этих светофоров (см. фото). Стоит обратить внимание, что место это довольно глухое, малолюдное, поэтому мне, например, не совсем понятно рвение власти установить 12 светофоров в этом месте. Понятно, что это реакция на произошедшую смерть человека в ДТП, но все же. Нет ли здесь чего-то еще?

По данным СМИ, городской бюджет выделил на оборудование светофорами этого перекрестка 412 тысяч грн. Мне стало интересно, насколько эта сумма адекватна? Тем более, что этот перекресток не единственный, где нет светофоров. Да и разве только в них дело? А элементарное уличное освещение? А отсутствие «лежачих полицейских» на той же улице Полтавской, где практически постоянно идут один за другим зерновозы с прицепами и другая грузовая техника? Рядом с жилыми домами, рынком, школой, множеством учреждений — такое оживленное и опасное движение.

bb39f2cd7e-1.png

Но вернемся к светофорам. Поинтересуемся, сколько вообще стоит светофор? На сайте prom.ua, где можно найти тысячи коммерческих предложений по самым разным позициям, находим светофоры стоимостью 8-9 тысяч гривен. Но тут их будет 12, значит, умножаем это все, и получаем сумму около 100 тыс. грн. Плюс какое-то дополнительное оборудование, создание проекта и собственно работы по монтажу всего этого хозяйства. Не знаю, может я чего-то недопонимаю, но более 300 тысяч за проект и работу, производимую за несколько дней – не многовато ли? При этом обращает внимание на себя тот факт, что работы по оборудованию светофорами перекрестка Полтавской-Озерной проводятся без проведения тендерных торгов, днепровской фирмой «Светофор-Сервис».

Сколько подобная работа стоит у других? Годом ранее в Днепре был отменен тендер на установку 72 светофоров и 18 табло отсчета времени, за что городской бюджет готов был заплатить 648 тыс. грн. В Кривом Роге в мае 2016 за установку светофорного оборудования на Т-образном перекрестке город заплатил 303 тыс. грн. А в соседней Терновке прошедшей осенью, согласно сайту госзакупок «Прозоро», прошли торги по оборудованию светофорного объекта по улице Харьковской, где определились с ценой в 355 тыс. грн. В итоге, павлоградский перекресток Полтавской-Озерной получается самым дорогим. Хотя, например, криворожские светофоры тоже обеспокоили своей ценой местную общественность.

Интересно, что, по мнению павлоградца Романа Никифорова, которым он поделился в фейсбуке 20 декабря, работы по монтажу светофорного оборудования проводят сегодня гораздо дольше, чем это делали еще при Союзе, на старом оборудовании. «В 90-х роках в Павлограді ми монтували світлофори протягом дня, бо якщо довше, то з нас знімали премію, а керівнику потрібно було додатково домовлятись з ДАЇ про охорону залишеного обладнання вночі, — сообщает Роман Никифоров, — Щоб поставити чотири стовпи та зєднати іх кабелем, не потрібно 412 тисяч гривень. Це, щонайменше, 10-тиразове відмивання грошей. Контролер, від якого працює світлофор, не може коштувати дорожче декількох тисяч гривень, бо він не складніше за ялинкову гірлянду. Я сам такі монтував і навіть модернізував ще за радянські часи, в тому числі і світлофор на перехресті Озерної і Полтавської. На якій підставі той світлофор було демонтовано? За державним стандартом всі перехрестя поблизу дитячих закладів повинні бути обладнані світлофорами!»

Пусть тут отмывание и не десятикратное, но что-то не верится, что цена таких работ является рыночной, то есть честной. Вот такие «золотые» светофоры. Можно только догадываться, сколько по всей Украине сегодня уходит бюджетных (= народных) денег на подобное обустройство.