После незаконной аннексии Крыма Россией, централизованные транспортные связи полуострова с материковой Украиной прекратились. Что открыло возможности для частных перевозчиков, делающих на перевозке пассажиров непростой, но высокодоходный бизнес. Та же история произошла и в Донбассе, где на территории ОРДЛО расцвели сотни фирмочек, занимающихся доставкой пассажиров в большую Украину, а также в РФ, в Абхазию и Беларусь. Ведь люди ездили, и будут ездить по своим нуждам, не взирая на внезапно возникшие границы и сложность пути. Для того, чтобы увидеть сегодняшний Крым, и разведать путь из Поднепровья в Тавриду, я и совершил это путешествие.
Сразу хочу сказать, что моральные аспекты путешествий украинцев в Крым я сознательно оставлю за скобками. Причины ехать в Крым у людей могут быть разными, и это не обязательно страстное желание понежиться на пляжах полуострова. Поэтому в статье не будет никаких брызг слюней и прочих эмоций – только объективные факты, полученные сквозь призму субъективного взгляда.
Поездка в Крым для многих жителей Украины начинается с таких вот объявлений. Эти я сфотографировал в Павлограде, который и был отправной точкой в моем путешествии. Но похожие листы на столбах, подъездах и остановках транспорта я многократно видел и в Днепре. Есть они, вероятно, во многих городах Украины.
Второй способ выйти на перевозчиков – изучение объявлений о попутных подвозах пассажиров на сайте BlaBlaCar. Как правило, перевозчики здесь маскируются под случайно едущих в Крым на личном транспорте граждан. Но на самом деле лица, размещающие такие объявления – только диспетчеры, собирающие заявки. Поэтому на Блаблакаре столь часто можно увидеть физиономии женщин бальзаковского возраста и моложе, которые позиционируют себя как водители авто, курсирующих на больших дистанциях по всей Украине. Конечно, это обман. Можно не опасаться, что в Крым вас повезет неопытный водитель, тем более дама. Ждите прокуренного и обветренного дорожными сквозняками мужика, уверенно держащего руль.
Но это лишь малая часть обмана, с которым вы столкнетесь на блаблакаре. Самое печальное, что цена поездки, указанная на сайте, будет занижена в пару раз. Когда я забронировал поездку в Крым, на блаблакаре была обозначена цена в 255 грн. Но когда со мной связались, то назвали цену уже в 600 грн. Кроме того, если в объявлении указан легковой автомобиль, берущий трех попутчиков, скорее всего это тоже неправда. Я ехал в Крым на микроавтобусе, вмещающем восемь пассажиров.
Еще один «икс» в поездке в Крым – время пути. Перевозчики его указывают на сайте блаблакара очень приблизительно, ведь никто не может заранее знать времени, которое займет пересечение границы.
Итак, мы выехали из Павлограда в шесть вечера и первым делом направились в Днепр, где были подхвачены еще два пассажира. Судя по всему, пассажиропоток в Крым сегодня не такой уж интенсивный, если из Павлограда восьмиместная маршрутка курсирует в Симферополь дважды в неделю, и при этом даже не полностью заполняется пассажирами на месте.
Водитель внимателен к пассажирам, делает остановки в пути, ведет микроавтобус быстро. К полуночи мы достигаем Чонгара, присоединяясь к целой веренице машин и микроавтобусов, ждущих очереди на пересечение границы. Машины стоят в кромешной темноте на пустынной дороге, освещением здесь служит только луна, лишь далеко впереди горят огни таможенного пункта пропуска.
Примерно через час мы, продвигаясь в очереди, приближаемся к пункту пропуска. Пассажиры выходят из транспорта и далее следуют пешком. Наш путь лежит по узкому крытому заграждению из металлической сетки, длинной примерно полкилометра. Вначале этого коридора пограничник записывает паспортные данные всех проходящих на маленьких бланках, которые мы далее несем с собой. Через сотню метров происходит самая ответственная процедура – проверка багажа. На мою легкую сумку, которую я нес в одной руке, не стали даже смотреть. А вот баулы на колесиках проверяли более тщательно. Впереди меня по очереди у одной девушки нашли в сумке консервы, и ей пришлось их тут же выбросить в урну. По установленным правилам нельзя провозить в Крым спиртное и большие запасы продовольствия.
По пути следования в коридорчике иногда появляются дружелюбные коты, которые трутся о сумки и ноги проходящих. Я пошутил, что это тоже, видимо, работники таможни, вынюхивающие контрабанду. Были тут и дружелюбные пёсики. На российской таможне ничего подобного увидеть не удалось.
Следующая остановка в пешем переходе по таможне заключается в проверке паспортов. Служащий внимательно что-то высматривает в паспорте, стуча по клавиатуре старенького Асуса, смотрит на экран и задает несколько вопросов. Впервые ли я еду в Крым? Да, впервые. Переспросил дату рождения. Я ее знал наизусть, так что тут тоже затруднений с ответом не было. Кажется, у кого-то впереди меня он еще спросил, чей Крым. Видимо, у владельца российского паспорта. Таких в нашем микроавтобусе было двое.
На выходе из сетчатого коридора пограничник собирает бланки с данными наших паспортов. И мы выходим на пустынную дорогу. Впереди снова мрак. Водитель предупредил, что его нужно будет ждать на мосту «между двумя флагами». До этого моста пришлось пройти еще где-то полкилометра. Здесь мы оказываемся примерно в 1.30. На мосту скопилось приличное количество людей и транспорта. Хорошо, что ночь была теплой, а то бы выдержать несколько часов ожидания на продуваемом сивашскими ветрами мосту было не так просто. Из осветительных приборов здесь была только яркая луна и звезды. С одной стороны моста блестела вода и без конца жалобно пели какие-то водоплавающие птицы, а с другой простирались заросли камышей. Да, мы действительно простояли здесь около трех часов, пока кто-то не дал добро на движение транспорта в сторону российской таможни. Все расселись в автобусы и проехали еще примерно километр, после чего ожидание продолжилось, но теперь хотя бы не нужно было выходить из машин. Россияне зашевелились только после восхода солнца, наш автобус заехал на таможню «Джанкой» в шесть утра.
Хотя по преданиям водителей и тех, кто часто ездил в оккупированный Крым, пересечение российской границы происходит быстрее и комфортней, мне сложно с этим согласиться. Единственным плюсом было лишь то, что пассажирам не приходится куда-то долго идти с багажом, поскольку пропускной пункт у русских более компактный, хотя и упакован по-богатому.
Пафоса у имперского «русского мира» вообще всегда было многовато. Если украинский пункт пропуска обслуживают фактически пацаны-солдаты, то на русской таможне работают холеные чиновники с брюшками, или тетки в униформе, мнящие себя поклонскими. Нас проверили металлоискателями, заглядывали под кузов специальными палками с зеркальцем, а кроме этого какое-то оборудование обнаружило в автобусе женщину, накануне проходившую химиотерапию, из-за чего ее заставили заполнить специальный бланк. Проверка багажа в этот раз опять обошла меня стороной. Видимо, маленькие сумки не возбуждают интереса ни с одной стороны границы. В общей сложности стометровку российского пропускного пункта мы преодолевали два часа и в восемь утра вырвались на просторы степного Крыма.
Поля северного Крыма производят печальное впечатление: чахлые подсолнухи, карликовых размеров пшеница. Мы проехали какой-то пересохший канал. Но, чем дальше на юг, тем влажность выше, а растения выглядят бодрее.
Около девяти мы были в Симферополе, где пассажиры расплатились за поездку. Это можно записать в плюс блаблакару – здесь можно расплатиться за оказанную услугу после ее оказания, что вполне логично. Минусом же является то, что микроавтобус напоминает консервную банку и пассажиры едут на свой страх и риск. Поневоле вспоминается случай с журналисткой, которая на днях убилась на микроавтобусе где-то под Одессой, тоже заказав поездку на блаблакаре. Но если для поездок по Украине всегда найдутся альтернативы, то поехать в Крым можно только вот так – нелегально, без билетов и каких-либо гарантий безопасности.
Дальше я добирался в поселок Фрунзе Сакского района, а пока несколько впечатлений от Симферополя. Не смотря на то, что официально россияне признают в Крыму три официальных языка, нигде не удалось увидеть ни одной вывески на украинском и крымскотатарском.
Несколько неожиданно выглядела украиноязычная вывеска на газетном киоске, но это я могу легко объяснить хронической бедностью подобных организаций, которым не так просто найти средства на смену табличек.
Во всех маршрутках, в которых мне удалось ехать по Крыму, можно найти следы былой их принадлежности к Украине.
Но некоторые водители (не похоже, чтобы это делалось централизованно, по указке) каким-то извращенным образом борются с украиноязычными надписями в своих автобусах (см. фото).
В районе поселка Фрунзе располагаются несколько баз отдыха – одна практически на берегу Черного моря, а две другие в пяти минутах ходьбы от него. Здесь же есть небольшое озеро с лебедями и утками, но купаться в нем нельзя.
Домик для уточки
На одной из баз отдыха мест не было. Зато на второй мне предоставили домик, рассчитанный на шесть человек. В нем я и жил один все пять дней. И это был не единственный вариант заселения, были еще места. Все отдыхающие – россияне. Многих везут сюда по профсоюзной линии, то есть дают путевки бесплатно, либо с большими скидками, чтобы «заполнить» Крым. За все время пребывания в Крыму мне не удалось увидеть ни одной машины с украинскими номерами (кроме тех, что перевозят пассажиров). Только у одного «Лексуса» с местными номерами удалось увидеть большую наклейку "UA" сзади.
Теперь несколько слов о заполнении пляжей. Сказать, что отдыхающих здесь мало, было бы не справедливо. Хотя, по словам работников тех же баз отдыха, раньше отдыхающих здесь было больше. Но, судя по всему, падению посещаемости Крыма не столь критично, как любят сообщать наши СМИ.
Вот средняя заполняемость пляжа людьми в средний день, в полдень середины июля.
Но когда море холодное, или сильный ветер, то людей было меньше. Вообще фотку пляжа можно сделать любую.
А вот это уже воскресенье. Людей гораздо больше. А объясняется это просто: жители Симферополя, или другие крымчане, не живущие у моря, тоже хотят на пляж, и выбирают для этого выходные дни.
Трудно побывать на море и не снять закат солнца. Восход над морем снять было бы гораздо труднее – для этого пришлось бы ехать на другой конец Крыма.
Теперь о ценах и товарах. Питание на базе отдыха неплохое, но и не шикарное. Цена вполне демократичная. Проживание с трехразовым питанием мне обходилось в 1000 руб в сутки. Но есть номера с ценой в 1100 и 1200 руб/сутки. Стоимость зависит от комфорта (кондиционер, например; у меня его не было). Питание для всех одинаковое.
У России, как мы знаем, есть мания величия. То царь-пушка, то царь-колокол. Я до этого не знал, что у них еще и царь-чеки существуют. Вот сравнение украинского и российского чеков. Русские бумаги не жалеют, знают, что «тайга наш».
Местные молокопродукты – это единственное, что действительно резко отличается от украинских по качеству. Тут невозможно попробовать сыр, который бы не скрипел как резина на зубах. Детская творожная масса по консистенции напоминала больше глину, или замазку для окон. А по вкусу – нечто сладкое с отдаленными нотками творога. При этом цена молочных продуктов тут заметно выше, чем у нас. Например, 450-граммовый пакет ряженки за 40 рублей – это почти вдвое дороже, чем в украинских супермаркетах.
Крымские вина ни по вкусу, ни по цене не впечатлили. У нас даже дешевле можно купить грузинские, или молдавские. А в Крыму и выбор маленький, и цена кусается. Вин, дешевле 250 рублей за бутылку, я не видел. А это больше, чем 100 грн. У нас же аналоги таких вин стоят в районе 50-75 грн.
Местные персики по 100 рублей российские туристы покупали как «дешевые». Потому что обычная их цена на пляже – 120 руб. В материковой Украине на днях я видел персики по 23 гривны, то есть вдвое дешевле.
В целом же цены на продукты в местных магазинах мало отличаются от украинских. Что-то стоит как у нас, а что-то дороже на 10-20%. Дешевле нету ничего. Заметно отсутствие не только украинских товаров на прилавках, но и европейских. Из украинского мне удалось обнаружить только обуховскую туалетную бумагу, и то не в магазине, а на базе отдыха. Практически все продукты – российские; как правило, местные, или с Кубани. Даже белорусского ничего в Крыму мне увидеть не удалось. Кроме телеканала ТРО, круглые сутки прославляющего «союзное государство России и Белоруссии».
Приезжая в Крым, нужно смириться с отсутствием мобильной связи, поскольку роуминга с Украиной нет. Интернет, хотя и тормозной, на базах отдыха есть. А вот в Симферополе невозможно найти бесплатных точек доступа к wi-fi.
Обратную дорогу я тоже заказал на блаблакаре, но у другого диспетчера. На сей раз цена оказалась еще выше – 1800 руб. Но ехал я уже не в микроавтобусе, а на легковом авто.
Место, где в Симферополе кучкуются машины и люди, следующие в материковую Украину – напротив супермаркета «Пуд» (очевидно – отжатый «АТБ») у ж/д-вокзала.
Здесь же прямо на асфальте можно найти объявления об услугах доставки пассажиров.
Нынешний Крым отмечает «день победы» круглый год. А также не устает напоминать себе и всем приезжим, что он теперь «вернулся на родину».
Наклейки с георгиевскими лентами можно встретить на входе в любой захолустный магазин, или учреждение.
Обратная дорога заняла меньше времени (всего 8 часов) и не сопровождалась простоями между двух флагов. Российскую таможню проходили даже чуть дольше, чем украинскую. Моя сумка опять никого не интересовала. Фотографий с границы не даю по двум причинам: во-первых, оба раза я пересекал пункты пропуска ночью; во-вторых, фотографировать там – значит привлечь к себе внимание, поскольку все тут немного на нервах.
В заключении должен быть какой-либо вывод. Например, стоит ли ездить в Крым украинцам? Но я считаю, что каждый гражданин имеет право решать за себя. Нужно лишь учитывать, что такая поездка вряд ли будет комфортной. А о ее легитимности и моральности тоже можно долго размышлять. Для меня же моральным оправданием является поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», и эта статья.