Павлоград относится к тем городам Украины, которым посчастливилось не иметь своего коммунального транспорта. Все эти автопарки, депо, троллейбусы и трамваи в любой кризисной ситуации превращаются в гирю на ногах городского бюджета, в чемодан без ручки, который бросить жалко, а тянуть дальше обременительно. Павлограду, к счастью, эта головная боль не знакома, а транспортные услуги здесь оказываются автобусами частных перевозчиков. Что само по себе замечательно, ведь коммунальный транспорт мог бы стать очередной бочкой без дна.
Но сказать, что с пассажироперевозками в городе все прекрасно тоже нельзя. Всего год назад, накануне местных выборов, кандидаты со всех сторон наперебой обещали пересмотр тарифов на поездки по городу. 4 гривны казались стоимостью завышенной. Ведь длина городских автобусных маршрутов не превышает десятка километров. В соседнем Днепре, например, при цене 4-5 гривен, маршрутки проходят в один конец в два-три раза больше.
Сегодня же вдруг начались разговоры о поднятии стоимости проезда в городском транспорте Павлограда. Пока называется цифра 4,5 грн. Вероятно, оправдания этому повышению перевозчики найдут, и с цифрами в руках докажут. Только сможем ли мы проверить эти цифры? Как всегда – поверим на слово и станем платить чуть больше, «войдем в положение».
А вообще с перевозчиками в Павлограде что-то не совсем ладное. Иначе как объяснить тот факт, что в апреле 2016 года на сайте городского совета объявлен конкурс на оказание услуг по перевозке пассажиров, а итоги этого конкурса там найти не удалось. То есть выяснить, кто и на каких условиях осуществлять перевозку пассажиров по Павлограду – не такая простая задача. Ладно, это тоже мелочи. Если постараться, потратить время, то можно это узнать. Но почему так, со сложностями? Ведь такая информация должна висеть на сайте, на видном месте. А еще лучше – на каждой остановке. Чтобы пассажиры знали, какое предприятие их обслуживает, в чьих автобусах они ездят.
А вот еще одна мелочь из этой же сферы жизни города. И эту мелочь уже не спишешь на частных перевозчиков. Отсутствие хотя бы минимально обустроенных остановок транспорта целиком лежит на совести городской власти. Женщина вынуждена сесть на урну, поскольку на остановке не оказалось лавочки. Я уж не говорю о козырьке от дождя. И это самый центр города! Рядом центральное отделение Ощадбанка, супермаркет АТБ, еще масса заведений, а остановка транспорта существует лишь как металлический столб с табличкой.
Вроде бы мелочь, но именно из таких мелочей складывается имидж города. Из-за таких мелочей лучшая молодежь не хочет оставаться в Павлограде, предпочитая более приспособленные к нормальным условиям человеческой жизни Днепр, или Киев, а то и более далекие города и страны. Именно из-за отсутствия лавочки на остановке снизятся в цене и квартиры в доме рядом, и торговые объекты, расположенные в непосредственной близости. Мы как-то забываем (или даже не знаем), что город – это единый организм, сложная синергетическая система, а не нагромождение домов, магазинов и дорог. Поэтому, посадив дерево, поставив лавочку, убрав мусор, мы не просто делаем внешний вид города комфортней и эстетичней – мы подымаем цену всему, что находится в нем. Себе – в первую очередь.