С 1 февраля в Павлограде подорожал проезд в городском транспорте, о чем я писал ранее. Факт, который затронул практически каждого жителя города. Теперь многим павлоградцам нужно ежемесячно выкладывать из карманов до 300 грн. на поездки к месту работы, или учебы. Но наиболее возмутительным является не само подорожание, а то, как его осуществили – без обсуждения, без рассмотрения на сессии городского совета, а простым решением горисполкома. Причем – с нарушением процедуры. По словам гражданского активиста Эдуард Станько, по закону должно пройти 21 рабочий день с момента публикации информации об изменении тарифа и фактом принятия такого решения. Исполком же выдержал паузу в 21 календарный день: 4 января появилась информация о пересмотре цены проезда, а 25 января исполком утвердил это подорожание.
Станько также выступил инициатором петиции за «отмену незаконного Решения №53» и инициатором создания общественного Комитета, который объединил неравнодушных горожан, требующих пересмотра цены на проезд в сторону снижения. Петицию подписали более пятисот горожан. Их требование справедливо, ведь во многих городах Украины, примерно такого же размера как Павлоград, цены на проезд в маршрутках не поднимались, либо были снижены после подобного же рывка вверх, инициируемого перевозчиками. Фактически нет экономически обоснованных причин для поднятия цены проезда на таких коротких маршрутах, которые в Павлограде не превышают 10 км.
14 февраля городской совет собрался на пленарное заседание, где 39-м вопросом повестки дня стояла отмена решения исполкома и возврат цены проезда на уровень, что был до 1 февраля. В 9.30 под зданием местной рады собрались горожане, требующие отмены необоснованного подорожания. В общей сложности было человек пятьдесят, которые на морозе и промозглом сыром ветре вынуждены были стоять несколько часов, пока депутаты в теплом зале заседаний рассматривали свою повестку дня.
Никто от власти к митингующим не вышел, внутрь помещения горожан не пригласили. Кто-то из присутствующих сказал по этому поводу, что власть теперь способна обратить внимание на обычных людей только тогда, когда они начинают жечь покрышки.
Многие выступавшие на митинге затрагивали целый спектр вопросов, не связанных с повышением цены проезда. Ведь Павлоград вдруг оказался одним из самых дорогих городов Днепропетровщины. Повышение цены проезда – это лишь вершина айсберга, капля, переполняющее терпение горожан, которые возмущены и заоблачными тарифами на тепло, и на воду. Как считает Эдуард Станько, горожане не должны страдать от того, что павлоградские котельные, работающие на газу, вырабатывают слишком дорогое тепло. Если в соседних городах (в том числе в Днепре, где тоже работают газовые котельные) сумели снизить цену на центральное отопление, то неумение, или нежелание это сделать в Павлограде лежит полностью на местной власти.
Но если с ценой тепла есть хоть какое-то обоснование, то как быть с ценой воды, когда в Павлограде она дороже, чем в Терновке и Першотравенске, которые находятся еще дальше от Днепра, на той же трубе?
Леонид Романюк, будучи инженером по технике безопасности, зачитал специально разработанный им для городского совета «ІНСТРУКТАЖ з безпеки життєдіяльності та охорони праці для сесії Павлоградської міської ради 14 лютого 2017 року», где в частности, сказано: «У Бога нема, інших рук, крім наших! Тому краще тут і тепер вам вгамувати апетити як свої, так і перевізників, аніж корчитися спаленим колорадським жуком у покрученій консервній банці вартістю в пару мільйонів! І не кажіть потім, якщо з вами трапиться нещасний випадок, що вас не інструктували».
Перевозчики закладывают в стоимость и цену изготовления билетов, которые практически никогда (если пассажир лично не попросит) водителями не выдаются. А ведь билет – не просто проездной документ, но и страховка на случай несчастного случая во время поездки.
«Почему, чтобы проехать даже одну остановку, нужно платить всю стоимость проезда – 6 гривен?» — звучали вопросы горожан. А в Европе человек, используя электронный проездной, может платить только за ту часть маршрута, которую он проехал.
Еще один вопрос, который был поднят выступавшими: по правилам в маршрутном такси все места сидячие, а у нас в автобусы, именуемые «маршрутными такси» набивается по 50-60 пассажиров.
По итогам пленарного заседания городской совет не поддержал отмену повышенного тарифа на пассажирские перевозки. Большинство, состоящее из депутатов от Оппоблока и БПП, оставили решение горисполкома в силе. Что намерены делать в этих условиях активисты, стоящие на защите интересов громады? Эдуард Станько инициирует проведение нового тендера на осуществление пассажироперевозок по городу, но не в режиме «маршрутных такси», а именно автобусов. Поддержит ли такое предложение горсовет? Станько считает, что если не поддержит, то лишь подчеркнет свою суть – антинародную.
P.S. Пока писалась статья, пришла информация, что исполком 15 февраля, на внеочередном своем заседании все-таки пересмотрел свое решение и немного уменьшил тариф. Павлоградцам удалось «отвоевать» у власти 50 копеек от цены проезда. Новые цены на проезд вступят в силу уже с завтрашнего дня.