На днях вице-премьер Павел Розенко резко выступил против повышения стоимости проезда в городском транспорте, заявив следующее:

«Найдутся отбросы, которые хотят на этой ситуации нажиться. Для этого созданы в каждой области, в каждом районе соответствующие группы. Должны отслеживать, чтобы законодательство выполняло повышение минималки до 3200 гривен. И второе — в отношении таких злоупотреблений, с тарифной политикой, чтобы давать отпор тем, кто хочет нажиться на этой социальной проблеме».

И действительно, в Павлограде с 1 февраля решением исполкома проезд в городских автобусах (они же – «маршрутные такси») повышается. Приведенная на фото таблица показывает, что на коротких маршрутах (до 7 километров) проезд будет стоить 5 грн., а на длинных — 6 грн. До этого цена была на гривну меньше.

87b8bf0863-.jpg

В интернете можно найти информацию, что зашевелились перевозчики и в других городах Украины, предвкушая повышение минималки. Так, в Херсоне городская власть будет рассматривать вопрос о повышении проезда 31 января. Но там цена не пересматривалась с 2014 года. В Киеве подорожал проезд на пригородных автобусах.

Некоторые города стали повышать стоимость проезда в транспорте еще в конце 2016 года. Так, в Днепре с ноября маршрутки и автобусы подорожали в среднем на гривну. Там, где летом я ездил за 5 грн., сейчас нужно отдать 6 грн. Но, нужно заметить, что длина днепровских маршрутов доходит (а иногда и превышает) до 20 километров.

В конце декабря определился с новыми ценами проезда и Кривой Рог. Это один из самых больших по площади городов Украины. Поэтому и разброс в цене на разных маршрутах существенный. Итак, большая часть средних маршрутов здесь теперь стоит 6 грн. Но остались короткие – по 4,5 грн. Длинные маршруты, доходящие до 70 км (!) будут стоить 12 грн. Как ни крути, но павлоградское повышение цены проезда с маршрутами длиной в 5-7 км выглядит самым грабительским. Цена у нас выходит практически по 1 грн за километр.

Итак, каковы же аргументы фирм-перевозчиков? Повышение стоимости запчастей, горючего, увеличение минимальной зарплаты и прочее-прочее-прочее. Можно было бы им поверить, если бы работа маршрутных такси была прозрачной и руководители компаний-перевозчиков с цифрами и фактами доказали бы общественности, что действительно им работается тяжело. Но такой прозрачности нет, и никогда не было. Сколько перевезено пассажиров в день конкретным автобусом? Или по конкретному маршруту? Какова выручка? Какой расход топлива, сколько пошло на зарплаты и налоги?

Перевозчики работают с налом, поэтому могут озвучить любые цифры, а мы должны им просто верить на слово. Практически ни в одном городе Украины водители маршруток не дают билетов, если этого не попросит конкретный пассажир. Случается такое в 1% случаев. Значит 99% налички остается на совести водителя и его фирмы. Сколько захотят показать, столько и будет.

063afc45b5-img20170126134006.jpg

Это все было бы не так страшно, если бы между перевозчиками была реальная конкуренция. Если бы каждый маршрутчик был самостоятельным игроком, мы бы увидели и разницу в ценах, и улучшение сервиса. Когда же реально рынок перевозок контролируют одна-две фирмы, то ни о какой нормальной конкуренции говорить нельзя. Конечно, городские власти делают это «из лучших побуждений». Ведь одну-две фирмы легче контролировать. Только это лицемерие на самом деле. Особенно очевидным становится это лицемерие, когда исполком без какой-либо общественной экспертизы, без обсуждения принимает решение о повышении стоимость проезда.

Нельзя сказать, что проблем у перевозчиков не существует. Но решать их цивилизованно можно было бы лишь при условии прозрачности ведения бизнеса фирмами-монополистами. Либо при условии слома такой монополии, когда на рынке будут десятки независимых перевозчиков. Введение проездных билетов (в том числе электронных) стала бы шагом к оздоровлению ситуации на рынке городских пассажироперевозок.