Недавно решил пересмотреть советский (украинский) фильм «Ошибка Оноре де Бальзака» (1968). Видел его еще когда-то давно в детстве — и ничего не понял. Теперь посмотрел – и понял, почему тогда не понял.
В фильме много разговоров про книгу француза де Кюстина «Россия в 1839 году», в которой он, якобы, очернил Россию, натуралистически описав ее быт и нравы. Естественно, при совдепии имя де Кюстина почти не упоминали. И в царской России, и в СССР с полным текстом книги де Кюстина наш читатель мог ознакомиться только по французским оригиналам, нелегально ввезённым в страну. Да и сегодня про де Кюстина и его книгу знают в основном только историки. Вот лишь маленькая цитата из книги Кюстина, который уже тогда, в первой половине 19 века понял «загадочную русскую душу»:
«Когда солнце гласности взойдет, наконец, над Россией, оно осветит столько несправедливостей, столько чудовищных жестокостей, что весь мир содрогнется. Впрочем, содрогнется он не сильно, ибо таков удел правды на земле. Когда народам необходимо знать истину, они ее не ведают, а когда, наконец, истина до них доходит, она никого уже не интересует, ибо злоупотребления поверженного режима вызывают к себе равнодушное отношение».
Таким образом, часть сюжета фильма «Ошибка Оноре де Бальзака» вертится вокруг чего-то совершенно неизвестного советскому человеку.
Но продолжу спойлерить. Российский истеблишмент пытается склонить Бальзака к написанию чего-то «антидекюстиновского», чтобы обелить Россиюшку в глазах просвещенной Европы. Это та практика, что потом активно использовалась при совдепии, когда в СССР звали западных знаменитостей, чтобы продемонстрировать им потемкинские деревни успешного социалистического строительства «государства рабочих и крестьян».
Бальзак посещает Россию, живет у графини Ганской, с которой долгое время переписывался, и видит полный п***ц местной жизни: роскошь знати, балы, приемы – все это на фоне чудовищного бесправия простого народа. Но самое ужасное, что эта самая местная знать, вроде бы начитанная, просвещенная, знающая языки и ездящая по Европам, совершенно не замечает этого п***ца, этого страшного несоответствия, от которого Бальзак приходит в ужас. Конечно, в фильме куча штампов, наивной плакатности персонажей. Простолюдины тут все сплошь и рядом загнобленные народные таланты, а дворяне – заносчивые хамы. Бальзак между ними болтается как говно в проруби, не находя своего места.
В конечном итоге, Бальзак женится на вaтнице графине Ганской и забирает ее в Париж. И вскоре умирает – одинокий и непонятый. Потому что вaтница Ганская интересовалась только модами, роскошью и прочими понтами. И Бальзак ей был интересен только как знаменитый писатель. Душонка вaтной графини оказалось слишком мелкой, чтобы понять гения. Печаль.
В общем, суть фильма: какой бы ни была ужасной буржуазная реальность Парижа 19 века, но быт и нравы российской знати – это ад по сравнению с ней. И России еще оч-ч-чень далеко до Европы, как бы ни наряжались местные дворяне в ливреи и ни обчитавались французскими романами. Русская элита сама находится в унизительной зависимости от царя (Ганская должна была получить дозволение императора, чтобы выйти замуж за Бальзака), но держит простой народ в еще большем рабстве и невежестве.
П.С. Сегодня 169 лет со дня смерти Бальзака.
П.П.С. А ты читал Бальзака?