Песенный конкурс Евровидения стал конкурсом самопрезентаций артистов под национальными флагами. Что само по себе странно, потому что произошел перенос правил спорта в искусство. Но если для людей с либеральными взглядами флаг страны – это просто признак гражданской принадлежности исполнителя, а смотрят, прежде всего, на артиста, поскольку «все мы люди, все мы европейцы», то консерваторы воспринимают Евровидение как еще один «последний и решительный бой», или чемпионат по футболу, где НАШИ непременно должны победить. А раз так, то артист должен презентовать свою страну «на высоком уровне», в соответствии с моральным кодексом строителя (далее следует название государства-родины исполнителя).
Евровидение — это настоящее зеркало общества. Не такое, конечно, где уроды видят одних уродов, но почти. Люди либеральных взглядов видят в этом зеркале людей, которые раскрепостились, продвинулись в реализации своей свободы дальше. И голосуют за таких раскрепостившихся. Поэтому на Евровидении так часто побеждают бородатые женщины и поющие на выдуманном языке.
Но в последние десятилетия на Евровидении усилилась консервативная парадигма. В 90-х годах в тихий мирок европейского старого света начали прибывать новорожденные государства распавшейся Югославии и СССР. Эти новые варвары полностью перенесли на Евровидения правила, действующие в спорте – болеть за своих. И если за кандидата от своей страны голосовать нельзя, то значит, голоса достаются соседям и друзьям. Бывшие югославские республики голосовали друг за друга, Россия отдавала голоса своим сателлитам и бывшим колониям (чем лояльнее к России – тем больше голосов), а сателлиты голосовали за Россию. Украина в этом музыкальном интернационале играла по тем же правилам новых варваров. Да и сейчас продолжает играть, только дружба поменялась – раньше больше голосовали за Россию, а теперь за Польшу и прибалтов.
Поэтому не зря в последние несколько лет на Евровидении изменились правила – от демократического голосования перешли к смешанному, где по хитрой схеме потом эти голоса причесываются и на выходе выглядят более объективными. Иначе бы Европа была обречена проводить свой музыкальный телеконкурс на Балканах и в бывших советских республиках до скончания дней.
Украине повезло дважды победить на Евровидении за довольно короткий срок. Но нужно понимать, что невозможно ежегодно демонстрировать дикие танцы и выезжать на любви к этнике. Потому что этника, даже хорошо адаптирована к современной эстраде – это пряность, а не само блюдо. То есть искусство в современном мире – это демонстрация ухода от шаблонов, открытие новых форм и тем. А любая этника является аранжировкой одних и тех же мотивов. Она хороша в меру в мире либералов — в европейском культурном пространстве. С этой точки зрения Марув в дурацких костюмах более отвечает требованию времени, чем Руслана и Джамала. Она ближе к бородатой женщине, чем к диким танцам. Да, это искусство можно назвать бездуховным, безыдейным. Как и черный квадрат Малевича. Но так сегодня чувствует Европа. И если мы туда хотим, то нужно научиться получать кайф от черных квадратов, бородатых женщин и дурацких костюмов.