Часть 1. Моральная
Если юную особу, у которой ветер в голове, или особу постарше, в голове которой ветру трудно пробиться сквозь нагромождение жизненных впечатлений и опытов, спросить, какое платье для нее самое прекрасное, то ответ почти наверняка будет одинаковым – свадебное. Да, женщины в любом возрасте, с любым достатком и статусом по-прежнему мечтают о любви, и большинство из них упорно считает свадьбу ее закономерным следствием. Как, например, 46-летняя мать двоих детей Гвинет Пэлтроу, недавно отправившаяся к алтарю. В фате и подвенечном наряде от Valentino она была великолепной живой иллюстрацией того, что в наши дни белое платье перестало быть символом чистоты и непорочности невесты. Собственно, никогда и не было.
Как свидетельствуют исторические хроники, впервые белое свадебное платье надела в день своего венчания шотландская королева Мария Стюарт, в третий раз скрепляя себя брачными узами. В XVI веке и до него в Шотландии, как и в других европейских странах, невесте полагалось красное платье, если говорить о народных традициях. Нарождающаяся городская буржуазия позволяла себе разнообразные изыски, подчеркивающие их достаток. Ткань для нарядов дочерей нуворишей выбиралась по принципу «много и дорого». Ну, а невесты королевского достоинства обряжались в парчу.
Рембрандт. Еврейская свадьба. 1666
Ян Ван Эйк. Свадебный портрет. 1434
Якопо Кименти, Бракосочетание Марии Медичи с Генрихом IV Французским, 1600
Белый цвет во многих культурах был цветом траура. И именно трауром был обусловлен выбор белого платья невестой-правящей монархиней. Молодая вдова пребывала в скорби в связи со смертью своего предыдущего мужа лорда Дарнли, пьяницы и бабника, склонного к домашнему насилию. Он был убит при подозрительных обстоятельствах всего за 3 месяца до описываемого радостного события.
Столь скорое замужество объяснялось ответственностью шотландской королевы за стабильность своей страны, которую будоражила клановая вражда. Но ходили упорные слухи, что убийцей короля был новый муж и бывший любовник Марии Стюарт граф Ботвелл. Да и она, поговаривали, не осталась в стороне и участвовала в подготовке покушения. Так ли это было на самом деле, уже никто не узнает, но достоверно известно, что счастье «молодых» продлилось недолго. Опасаясь расправы сторонников убитого короля или справедливого суда, амбициозный и ревнивый головорез граф Ботвелл бежал из страны, а Мария Стюарт была вынуждена отречься от престола. Неудивительно, что скандальная свадьба не стала началом модной традиции.
Она распространилась спустя 300 лет, когда в белом платье появилась на своей свадьбе и следом на первых страницах мировой прессы другая королева – Виктория. Ее счастливый брак с принцем-красавцем Альбертом воодушевлял нацию, Британскую империю и повлиял на всю Европу, где в разных странах с разным успехом правили дети и внуки венценосной четы. Например, любимая внучка английской королевы — Алекс, известная в наших пределах, как царица Александра Федоровна. Принято считать, что супруга Николая II сыграла роковую роль в развале Российской империи. Среди более чем 700 потомков Виктории и Альберта, конечно, есть и более популярные персонажи. Это, если говорить о геополитике. А, если говорить о моде, то успех 20-летней невесты был однозначным.
Ведь что такое Британская империя в 1840 году? Это даже не страна, это сверхдержава, контролировавшая четвертую часть мира и экспортировавшая свои порядки, технологии и культуру повсеместно. И тут Первое лицо выходит замуж в белом платье!
Безусловно, свадьба молодой королевы было событием №1, и все невесты, которым были доступны модные журналы, хотели быть похожими на Викторию. Поэтому мелкопоместные принцессы, герцогини, баронессы, графини и прочие особы голубых кровей, а также наследницы больших состояний, нажитых на эксплуатации пролетариата, подхватили тренд и на своих свадьбах облачались в белое. И были чудо, как хороши! Глядя на них, дочери управляющих, чиновников и клерков классом пониже тоже взяли на вооружение этот тренд. И постепенно, как говорится, «в джинсы облачились самые отсталые слои населения»:) К началу XX века цвет подвенечного наряда перестал быть предметом дискуссий и сословным маркером. Как ни странно, белое платье стало не только модным фетишем, но и инструментом демократизации европейского общества.
Справедливо говоря, королеву Викторию вряд ли можно назвать законодательницей моды, но что касается свадебного белого платья, вряд ли существует второй такой же глобальный модный феномен. Чем же она руководствовалась?
Объяснений может быть несколько. Например, она хотела быть заметнее, потому что светлые тона визуально увеличивают объекты, а королева-невеста была ростом 150 см. Может быть, Виктория была знакома с трудами своего великого соотечественника Исаака Ньютона, который с помощью трехгранной призмы разложил белыйсолнечный свет на цветовой спектр, который содержал 7 цветов. То есть, в белом цвете есть и зеленый – цвет надежды, и желтый — цвет расставания, и фиолетовый – цвет ревности, и, конечно, красный – цвет страсти. Так же, как в любви. И это могло показаться юной невесте символичным. А может быть, Вики пошла к гадалке и та напророчествовала ей счастливую жизнь, если платье будет белым:) Будем считать, что это был удачный выбор. И для украинцев тоже.
Часть 2. Материальная
Не многие знают, что Украина является одним из самых крупных в Европе производителей свадебных платьев. Здесь в прошлое вдаваться не будем, потому что будущее гораздо важнее. Остановимся на постулате – так исторически сложилось:) И, конечно, не случайно. Это стратегически очень удобный продукт для нашего рынка. Для его создания нужны, в первую очередь, талант дизайнера (наше всё) и персональное мастерство швей и вышивальщиц, которыми всегда славилась Украина. То есть, никакие высокие технологии здесь делу не помогут. И отечественные производители могут и должны конкурировать в этом сегменте с европейскими и всеми остальными. Да, это узкий рынок, но он не уменьшается во временной перспективе, а при правильной постановке дела его есть, куда расширять. Буквально. В стороны. Ведь Украина расположена в центре Европы, и это вроде бы наше логистическое преимущество. Но до 2014 года по понятным причинам основным рынком сбыта для украинских свадебных брендов была Россия. Наши платья там любили, уважали и покупали. Да, в прошлом.
Абсолютное большинство наших производителей в этом сегменте расположены в Западной Украине. Не приходится удивляться, что некоторые, самые прогрессивные и продвинутые из них от российского рынка отказались сознательно, підпалив мосты со своей стороны. Другие продолжают цепляться за Россию, и это объяснимо, потому что, нравится нам это или нет, емкость рынка там падает, но продажи все еще есть, и завтра не остановятся. «Мне же надо содержать компанию и платить зарплату сотрудникам», — выключают телевизоры рачительные и ответственные командиры производств. Но и им приходится считаться с тем, что лояльность к украинским продуктам на российском рынке значительно снизилась. Поэтому часть брендов вынуждены бороться за свое реноме, а часть продается под итальянскими или испанскими названиями, скрывая украинское происхождение своих платьев. Справедливости ради надо сказать, что не мы это придумали, и некоторые бренды, скажем, "Donna Rosa" (название условное) существовали и до 2014 года. И это не природная скромность представителей отечественного легпрома, а желание вписаться в европейский рынок, не рискуя выглядеть украинской экзотикой.
Какую бы стратегию относительно рынка, поглощающего в прошлом около 80% свадебных платьев нашего производства, не приняли украинские компании, туго сегодня приходится всем. Безусловный закон экономики: прилив поднимает все лодки, а отлив ко всем одинаково беспощаден. Приходится барахтаться на мели и грести изо всех сил. По крайней мере ясно, в каком направлении – от берега, от стоячей воды, в сторону волн, судоходных путей и рисков. Не все это выдерживают. И ротация игроков на украинском свадебном рынке довольно большая. Новые бренды появляются каждый год, но на восточного соседа они ставку уже не делают. Поэтому на специализированой свадебной выставке в западной Польше, куда приезжают и более западные потенциальные партнеры для наших брендов, украинская команда от года к году становится многочисленнее. Чем мы можем заинтересовать европейских байеров, кроме пресловутого соотношения «цена-качество» и дизайнерского полета мысли? Наши компании мобильнее и гибче восточных монстров масс-маркета. В Китае и Индонезии, где отшивается большинство коллекций подвенечных нарядов, представленных на мировом рынке, любой заказ делается от трех (как исключение) до шести месяцев (как правило). Украинские бренды на «примхи» внешнего рынка готовы реагировать значительно быстрее. Плюс территориальная близость. Ура! Картина выглядит многообещающе, не правда ли?
Платье ТМ Maxima
Не все, увы, так радужно. Имеем ряд проблем. Во-первых, кадровый голод. Сегодня найти хорошую швею в Украине — это как выиграть в лотерею. Соседняя Польша оттягивает рукодельниц как мощный магнит, и сила его притяжения меньше не становится. Еще одна «неновость» – стоимость украинских свадебных платьев на 100% привязана к доллару, потому что ткани, фурнитура, декоративные украшения, нитки и запчасти для швейных машин в Украину импортируются, за редким исключением.
Конечно, не все свадебные «лодки» смогут «поймать ветер» и удержаться на правильном курсе, но если на борту классная команда и компетентный капитан, то любые проблемы выглядят «решабельными». Инвестиции в профессиональную подготовку персонала, повышение внутренней рентабельности производства, скрытые резервы «экономики масштаба» (economy of scale), правильные маркетинговые стратегии и взаимоотношения с клиентами обеспечат уверенную навигацию в открытом море современного бизнеса. Интернет нам в помощь.
Сказанное в части 2 не относится к сегменту Haute Couture. Там другие правила, другие бюджеты, другие проблемы. Но…. Нет непобедимых армий и никогда не было, как говорил тов. Сталин:)
Марик Гуралюк, моя искренняя благодарность за консультацию и интересное обсуждение.
Тем, кто мечтает о свадебном платье, рекомендую:)