Зимой 1939-40 гг. около 60 000 этнических немцев, проживавших на территории оккупированной Красной Армией Галичины, были принудительно выселены в Германию. Их выдворение из собственных домов в советских документах называлось «эвакуация».

Немцы жили на Галичине с XVIII века и были очень активной и влиятельной общиной. Они имели школы, церкви, общественные организации, развивали сельское хозяйство и городской бизнес, образование и культуру, а когда 80 лет назад их заставили покинуть свою родину, на этой земле у них остались только могилы близких.

Именно на имена на старом немецком кладбище обратила внимание Елена Серпень, бывшая львовянка, которая уже почти 20 лет живет в Германии. В один из своих визитов в Украину она случайно попала на заброшенное немецкое кладбище и обратила внимание, что имена на могилах – швабские. Швабы исторически проживают в земле Баден-Вюртемберг (со столицей в Штутгарте), где сейчас живет Елена. Вернувшись домой, она поделилась впечатлениями от увиденного со знакомым журналистом газеты "Schwäbische Post", и вместе они подготовили материал о немецкой Галичине.

История могла на этом и закончиться, но в редакцию обратилась пани Хюттнер, родители которой родились в Дрогобычском районе Львивщины. Она хотела разыскать Елену, чтобы больше узнать у нее о родине своих предков. И когда две галичанки встретились, обеим нашлось, что рассказать друг другу. Елена узнала, что галицкие немцы оказались разбросанными по всему свету, но они поддерживают отношения, издают свои журналы, сохраняют галицкий менталитет и традиции, что существуют общественные организации, объединяющие выходцев из западно-украинских земель. И даже совсем недавно на собрании галицких богемских немцев собралось около 100 человек.

Елену Серпень, журналиста по образованию, увлекла тема этнических немцев на Западной Украине. Оказалось, что украиноязычных материалов об их истории почти не существует. Встречаясь с разными людьми, бывшими соотечественниками и их потомками, она видела у них живой интерес и любовь к Украине, которая была домом для нескольких поколений немцев.

Собирая сведения, Елене решила издать книгу, суммирующую ее исследования, воспоминания бывших галичан, уникальные архивные статьи из журнала "Blickpunkt Galizien" («Фокус на Галичине"), исторические документы. Так на свет появилась книга "Розповідають галицькі німці", и я попросила автора рассказать о ней подробнее.

- Елена, кому мешали галицкие немцы? Зачем понадобилось их выселять?

- Поскольку эта акция осуществлялась "в пакете" к пакту Молотова-Риббентропа, а он был секретным, я не могу сказать, какая сторона выступила с инициативой. Но выгоды от нее получали обе стороны. Немцы, строившие планы создания "великого Рейха", были заинтересованы в увеличении немецкого населения Фатерлянда, к тому же, она развязывали себе руки на будущее, так как при захвате восточных территорий они освобождались от сдерживающего фактора в виде "арийского населения". А для СССР большинство немцев были социально чуждыми элементами, так как являлись землевладельцами и опять же сдерживающим фактором. Новая власть могла творить в Западной Украине, что угодно и не беспокоиться о том, что тогдашний "союзник" будет иметь претензии и повод для защиты интересов немецкого населения. Это было соглашение между двумя тоталитарными системами, не в традициях которых было думать о судьбах отдельных людей.

5e389e7db55a4.jpg

Барбара и Георг Ротмаер (Georg und Barbara Rothmajer) из села Pöchersdorf (современное название – Смоляний, Стрыйский район, Львовская обл.), основанном в 1836 году немецкими лесорубами и крестьянами из Богемии

- А они хотели уезжать из Украины?

- Собственно, их никто не спрашивал. Это была добровольно-принудительная акция. Люди были напуганы, пришла новая власть, агрессивная и с плохой репутацией. Предыдущая власть, установившаяся после распада Австро-Венгрии, тоже не была особо лояльной к немецкому населению, проводилась политика ополячивания. А при возвращении на историческую родину немцам обещали приемлемые условия адаптации. И, в общем, вопрос стоял так, или уезжаете, или пожалеете, что не уехали. Это была военизированная "эвакуация", которую курировали две стороны. Офицеры Вермахта вместе с советскими "провожали" этнических немцев на Запад, разрешив взять им с собой буквально только ручную кладь.

- Они получали какую-то компенсацию за оставленную собственность?

- Фактически, нет. Они рассчитывали, что власти Германии обеспечат их жильем на новом месте. Все их активы были национализированы, как и собственность других представителей буржуазного класса, а в дома были заселены сторонники новой власти.

- Когда немцы стали переселяться на Галичину? И что их побуждало к этому?

- То, что всегда побуждало людей к эмиграции — они искали лучшей доли. Первым предложил немцам переселяться на Восток Иосиф II Габсбург, старший сын Марии-Терезии, унаследовавший эрцгерцогство Австрийское, королевства Богемское и Венгерское. Он был представителем просвещенного абсолютизма, проявлял религиозную толерантность и был заинтересован в развитии всех регионов "подведомственной" территории. Тем, кто изъявлял желание переселиться, предлагалась в собственность земля, они получали небольшие "подъемные", освобождались от службы в армии. Это выглядело очень привлекательно для пфальцских немцев. Пфальц граничит с Эльзасом, это регион постоянных вооруженных трений Германии и Франции. Переселенцы же мечтали о мире на своей земле, о религиозных свободах, поэтому ехали в Галичину, как правило, бедные протестанты, которые вместе со сменой места жительства меняли и статус – становились из наймитов собственниками. Среди прочих в 1778 году на Львивщину приехало 28 семей менонитов. Потом были другие волны переселенцев, других групп этнических немцев, в частности, богемских, это подробно описано в моей книге.

5e389ee47f613.jpg

Выпускники немецкой гимназии во Львове, 1939 год

- Где жили немцы в пределах современной Украины?

- В основном, на территории Львовской и Ивано-Франковской областей, но также в Тернопольской и Черновицкой областях. Только вокруг города Долина было 32 немецких поселения. Если их названия этимологически имели немецкое происхождение, они были переименованы. Например, село "Людвиківка", где жили земледельцы и охотники, стало "Мислівкою". И, конечно, немцы жили в городах, и многие из них были представителями местной интеллектуальной элиты. Всем известный уроженец Львова Леопольд фон Захер-Мазох был внуком ректора местного университета, представителя общины богемских немцев.

- Как складывались отношения немцев с коренным населением?

- В 1939 году можно сказать, что они и сами были коренным населением. Немецкая община имела прочные корни на Западной Украине. Есть немецкая пословица "Die Ersten hatten den Tod, die Zweiten die Not, und erst die Dritten das Brot", что значит первое поколение получает смерть, второе – нужду, и только третье – хлеб. Да, первым немцам было непросто, они получили целинные глинистые земли, которые надо было культивировать и на это ушли годы тяжелого труда, Но они обжились, ладили с соседями, обменивались опытом, вели вместе бизнес, создавали семьи и любили свою родину.

- А что их ожидало после переселения в Германию?

- Однозначно, ничего хорошего. Мужчин почти сразу же забрали в армию, так как шла война. В Германии репатрианты считались немцами "второго сорта". Их поселили в округе Вартегау (Warthegau), после войны ставшем частью Польши, откуда очень многих депортировали обратно в СССР на принудительные работы.

5e389fc17f3e0.jpg


- Что, по-вашему, можно считать немецким наследием в Украине?

- Я бы говорила о феномене Галичины, где существовала благодатная почва для развития местной культуры. В 1833 году во Львове возникла первая украинская национально-культурная организация, основанная Маркияном Шашкевичем, Иваном Василевичем и Яковом Головацким. В галицких вузах велось преподавание на немецком и украинском языках, представители интеллигенции владели несколькими языками, и они были в фарватере передовых науки, искусства и социальных изменений. Именно поэтому Галичина стала родиной прогрессивных писателей как Иван Франко и Ольга Кобылянська. Органичной частью этой среды была немецкая община со своими традициями. И я надеюсь, моя книга сможет раскрыть эту страницу украинской истории.

Презентация книги Елены Серпень "Розповідають галицькі німці" состоится в среду 5 февраля в 13.00 в Публичной библиотеке имени Леси Украинки по адресу ул. Тургеневская, 83-85.

Будем рады видеть поклонников украинской истории и литературы: https://www.facebook.com/events/463790454502963/