Совершив долгое путешествие по Египту, скульптор Фредерик-Огюст Бартольди лелеял честолюбивые планы составить конкуренцию в монументальном искусстве местным ваятелям, которые трудились во славу фараонов, а не себя. Поэтому их имен история не сохранила. Так что у амбициозного француза было даже некоторое преимущество перед древними коллегами по цеху. Он предложил египетскому правительству проект маяка в виде женщины с факелом, освещающим морякам путь на входе в только что построенный Суэцкий канал.

Исмаил-Паша, правитель Египта, проект не принял, что для мусульманина середины XIX века, предпочитающего видеть женщин в парандже, вполне объяснимо, но Бартольди не растерялся и подписал под свою идею нового заказчика – правительство Франции, которое как раз было озадачено подарком Соединенным Штатам к 100-летнему юбилею Декларации независимости.

Впрочем, сказать, что Франция сделала подарок, было бы большим преувеличением. Изначально существовала договоренность о финансировании строительства пьедестала правительством США. Сколько планировала вложить Франция, кроме таланта Бартольди и интеллекта Эйфеля, который разработал конструкцию для статуи, я не знаю. Но знаю, что для реализации своей идеи Бартольди отправил представителей во все 38 американских штата с презентаций, рассчитывая на щедрость федеральных правительств, и даже добавил в проекте 40 пустых дисков в основании постамента, на каждом из которых планировалось выгравировать название штата.

Но ни один из них не решился на инвестиции, поэтому все диски остались пустыми. Основную массу средств на сооружение Lady Liberty составили частные пожертвования американцев, благодаря кампании, развернутой медийным магнатом Джоном Пулитцером. Поэтому строительство Статуи Свободы растянулось на 10 лет.

За эти годы автор вносил незначительные коррективы в образ «колосса», и, в частности, в его, простите, ее, лицо. По одной из версий позировала для Бартольди Изабель Соммервиль, вдова Айзека Зингера, но сам скульптор никогда этого не утверждал. По другой версии Бартольди увековечил свою мать. И уж самая спорная – своего брата, который разорил семью, ввергнув ее в долги. Если учесть, что статуя должна была выглядеть «золотой», а выражение лица Lady Liberty достаточно серьезное, то эту версию не стоит сбрасывать со счетов.

Скульптор рассчитывал, что его медное детище со временем потемнеет, и золотистый отлив станет ближе к красному. Но в 1920-х годах «Свобода» из-за патины начала зеленеть и приобрела известный нам вид.

Еще один несбывшийся прогноз Бартольди – одиночество Lady Liberty. Остров, на котором она установлена, должен был стать центром развлечений – с аттракционами, казино, шоу-площадками, где жизнь бурлила бы круглые сутки. Но уже через полгода после торжественного открытия монумента 22 апреля 1886 года Статуя Свободы перестала быть центром общественного внимания. Посетителей на него привлекали только разные служебные надобности.

В процессе же сооружения главный символ Америки был ньюзмейкером не только из-за промокампании Пулитцера, но и из-за протестов суфражисток. Они были возмущены, что Свобода представлена в виде женщины, которые не имеют избирательных прав, да и в прочих весьма ограничены. Не прошло и 35 лет, как их борьба увенчалась успехом, и американские гражданки получили возможность голосовать на выборах.

Отсюда мораль. Целеустремленная женщина способна добиться всего. И уж точно способна быть «маяком» в сегодняшнем бурном море, простите, мире.

Как, например, Таня Худякова, обожаемая и уважаемая мною. Ей посвящаю этот пост.

5c8058c486cee.jpg