Сегодня Украина оказалась в парадоксальной ситуации, когда Порошенко, Саакашвили и Путин стали союзниками. С завидным упорством, достойным лучшего применения, эта троица погружает нашу страну в хаос, который неизбежно проистекает из тотального недоверия граждан к институтам государственной власти. Порошенко, Путин и Саакашвили могут бесконечно ненавидеть друг друга, однако вред, который они наносят Украине, делает их личные взаимоотношения второстепенными.

Когда генпрокурор Украины Юрий Луценко заявляет о спецоперации Кремля по дестабилизации ситуации в Украине (с конспирологическим прищуром вслушиваясь в телефонные переговоры помощников Саакашвили и беглых украинских олигархов, живущих в Москве), он выглядит просто смешно. Естественно, Кремль финансирует кампанию по дестабилизации Украины и использует для этих целей все доступные средства, включая личных врагов Путина. Более того, Кремль ни на секунду не оставлял попыток навредить Украине, как минимум со времен аннексии Крыма. Однако Луценко смело сообщает украинскому обществу новости вчерашнего дня, нисколько не боясь прослыть Капитаном Очевидность, поскольку делает он это лишь затем, чтобы помочь Порошенко избавиться от непримиримого политического оппонента.

Сейчас Петр Порошенко и его соратники похожи на кучку жужжащих о патриотизме мух, пытающихся утопить в навозе своих противников в то время, как на них накатывает цунами. И это цунами может не только снести нынешнюю украинскую власть, которая утратила всякую связь с реальностью. Оно вполне способно привести к гибели украинского государства, уже четвертый год кряду отстаивающего свое право на независимость в вооруженной борьбе с сильным и коварным врагом. Под цунами имеется ввиду нарастающий в Украине хаос, в который с одинаковым усердием вкладывают сейчас свои силы Порошенко, Саакашвили и Путин. Загвоздка лишь в том, что единственным реальным бенефициаром такого хаоса может быть Москва.

И если Михеил Саакашвили дестабилизирует ситуацию в надежде использовать это в борьбе за власть в Украине, а Петр Порошенко, напротив, мечтает о стабильности, умножая хаос лишь потому, что оказался не в состоянии просчитать последствия своих шагов, то для Владимира Путина конфликт между бывшим президентом Грузии и нынешним президентом Украины – это ничем не примечательные рабочие будни главы российских спецслужб. Дело в том, что на самом деле Путин уже давно не работает президентом России. Эта должность интересует российского царя лишь когда приходит время продлить свои полномочия при помощи фиктивных президентских выборов. С куда большим энтузиазмом Владимир Путин относится к процессам дестабилизации Украины, и, следовательно, считает своим долгом использовать то окно возможностей для нагнетания напряжения в нашей стране, которое гостеприимно раскрыто перед ним руками Петра Порошенко и Михеила Саакашвили. И в таком положении дел нет никакой конспирологии (сколько бы ее не выискивал Юрий Луценко, который лишь из соображений политической конъюнктуры вспоминает о том, что Украина пребывает в состоянии войны). Кремль никогда не оставит попыток вернуть Украину в сферу своего влияния, по крайней мере до тех пор, пока Владимир Путин находится у власти в России. Такова реальность нашей жизни, игнорирование которой приближает крах украинской государственности.

Очевидно, что дестабилизация ситуации в Украине является важным инструментом, при помощи которого Кремль рассчитывает усилить свое влияние в Киеве. В последнее время ходят упорные слухи о том, что Владислав Сурков (помощник президента РФ, курирующий вопросы дестабилизации Украины) убедил Владимира Путина сменить тактику в отношении нашей страны, аргументированно доказав своему шефу, что военными усилиями добиться в Украине можно несравненно меньше, нежели старым добрым подкупом всех и вся. И если это правда, то Украина сейчас находится перед вызовом куда более серьезным, чем в 2014 году, когда Россия начала военную операцию в Крыму и Донбассе. Москве вполне по силам переиграть украинскую политическую элиту без использования танков и ракет, поскольку представители этой клептократической элиты: а) идиоты, горизонт планирования которых ограничивается лишь парламентскими и президентскими выборами; б) жлобы, у которых при виде денег мгновенно отключается не только мозг, но и инстинкт самосохранения.

Поэтому история с Саакашвили сама по себе не имеет большого значения, кроме как для самого Саакашвили. Бывший президент Грузии является лишь винтиком в механизме дестабилизации Украины и выступает сейчас в качестве полезного идиота Москвы, ослепленного личными амбициями и неуемной жаждой мести. Вполне возможно, что он готов брать деньги хоть у черта лысого лишь бы свести счеты с Петром Порошенко. С высокой долей вероятности Саакашвили будет выслан из Украины, и на этом завершится его политическая карьера в нашей стране. Однако, будет продолжать расти раздражение, которое в украинском обществе вызывают авторитарные замашки Петра Порошенка. К сожалению для украинского президента, он и сам является винтиком в механизме масштабной дестабилизации, при помощи которой Кремль собирается погрузить Украину в управляемый хаос и вызвать кризис доверия к институтам государственной власти. И глубина этого недоверия сможет сравниться лишь с глубиной презрения, которое украинцы испытывают к Виктору Януковичу. И если недоверие к политикам является святой обязанностью каждого критически мыслящего гражданина, то рост недоверия к институтам государственной власти во время войны является критической угрозой существованию самого государства.

Таким образом, внутренние распри, коррумпированность украинской власти и ее упрямое нежелание осуществить преобразования, которые нужны были стране еще вчера (а именно, комплекс мероприятий по дерегуляции экономики, упрощение условий ведения бизнеса, создание антикоррупционного суда, радикальная судебная реформа, второй раунд реформы правоохранительных органов (не только полиции, но и прокуратуры), увеличение полномочий и усиление независимости НАБУ, перезапуск НАПК (чтобы электронные декларации сказочно богатых чиновников стали действенным инструментом в борьбе с коррупцией), продажа 99 процентов государственных предприятий (абсолютное большинство которых является ничем иным, как гигантской дырой в бюджете страны и источником коррупции), изменение избирательного законодательства и земельная реформа), приведут к эскалации напряжения в обществе, росту недоверия к государственным институциям, углублению политического и экономического кризиса, и, в конечном счете, к масштабной дестабилизации, которая может помочь Кремлю взять Украину голыми руками без единого выстрела. Для этого Москве достаточно лишь щедро финансировать тех, кто не брезгует брать московские деньги под свои политические проекты (в этом списке могут оказаться не только пророссийские политики, но и целая орда популистов с патриотической риторикой, которые рассчитаются с Москвой в случае прихода к власти). Таким образом, возвращение в орбиту влияния России и последующее крушение украинской государственности (что, несомненно, является навязчивой идеей и голубой мечтой Владимира Путина) может состояться и без броска на Киев российских танковых дивизий, а всего лишь путем обычных честных выборов.

И если крах украинского государства Михеил Саакашвили уж как-нибудь переживет, то на что рассчитывает Петр Порошенко – большая загадка. Похоже, что пятый президент Украины плохо знает уроки истории столетней давности. В 1917-1919 годах Украина уже имела шанс на построение успешного независимого государства, но не воспользовалась им в силу недальновидности своей политической элиты. Можем повторить, как нынче модно говорить в путинской России.