«Бла-бла-кар». Довольно идеалистичный, с точки зрения безопасности, ресурс, основанный на доверии.
Я езжу, как пассажир, довольно часто уже два года. Зарегистрирован там в аккаунте, привязанном к соцсети. Это сейчас для меня, мариупольца, «попутки» являются просто хорошим подспорьем и дополнением к другим способам добраться из сетора «М» на Большую землю — так у нас именуют остальные украинские области с полноценными обладминистрациями, а не ОВЦАми, как в Донецкой и Луганской областях. Но ещё два года назад всё было не так.
«Бла-бла-кар» тогда был чуть ли не главной возможностью не только попасть в Киев, но и вообще выбраться за Запорожье. Напомню, что после подрыва жд ветки поезд «Мариуполь-Киев» стал отправляться из Бердянска, с билетами начались проблемы — кроме мариупольцев, его штурмовали также жители остальной Донецкой области и луганчане. Это был ЕДИНСТВЕННЫЙ поезд на две области! (Молчу ещё про половину Запорожской). Ежедневных автобусных рейсов было аж ДВА, по 48-50 пассажиров на каждом. Что представляла собой поездка в жару на таком скотовозе, вы можете себе представить, посмотрев сюда: https://m.facebook.com/photo.php?fbid=684721048273...
Но и это было за счастье! Не уехав на последнем вечернем автобусе, в Киев можно было ещё успеть уехать в полночь из Запорожья. Но туда — один рейс в день. Делать нечего, покупал пару пачек красного "Marlboro", подъезжал к блок-посту на выезд из города, и благодарные нацгвардейцы за час-два обычно подсаживали меня к водителю грузовика. Разумеется, проверив перед этим паспорт. С этим у нас и сейчас довольно строго.
Троим поменявшимся за это время донецким губернаторам на первой же своей встрече с общественностью проблему отрезанности Мариуполя от остальной Украины озвучивали, как чуть ли не как самую главную. Но, как правило, мало, что менялось. Город продолжал пестреть бигбордами и афишами частных автобусных рейсов в Москву, Белгород и Петербург, а вот добавить ещё один решением области или городских властей в Киев ни у кого не получалось — все ссылались на непоколебимый Минтранс и нежелание перевозчиков, у которых порой «заячья» касса втрое превышала выручку за официальные билеты.
Но вернёмся к «Бла-бла-кару». За два года на моих глазах количество совместных поездок пользователей ресурса в Украине выросло в разы. За это время меня возили совершенно разные водители — украинцы. Это были корпоративные менеджеры, врачи, продавцы машин на рынке и даже прокуроры. Случай с пропавшим 25-летним львовянином Тарасом Позняковым — это, скорее всего, первый случай, получивший такой резонанс. Сайт отслеживает все контакты между потенциальными попутчиками. Незарегистрированный пользователь не может связаться с водителем. Разумеется, регистрация — это не панацея. Садясь в авто, стараюсь сообщать родным марку и номер авто. Водителям рекомендую делать фото пассажиров или же сканы их паспортов, которые потом можно отправить друзьям или родственникам. Неудобство и глупая казёнщина — но жизнь того стоит. Не считаю произошедшее системным явлением. Хочется верить, что это просто случайность и стечение обстоятельств. Желаю родным и друзьям Тараса найти его живым. Извините, если вышло несколько нестройно и сумбурно.
P.S. Кстати, регистрация и полная деаномизация не даёт гарантии безопасности — все злоумышленники-террористы 11 сентября прошли паспортный контроль и мы знаем каждого из них по имени-фамилии.