На прошлой неделе случилась памятная дата — 25 лет смерти монстра, испортившего миллионы жизней. 8 декабря 1991 года официально перестал существовать СССР. И по этому поводу принесло в ленту очередную порцию вздохов из серии «Какую страну просрали» и цифр типа «56% жителей России скучают по Советскому союзу».

Мне никогда не была близка позиция «О мертвых либо хорошо, либо ничего» — я, мне кажется, всегда знала полную версию этой избитой фразы: «...либо ничего, кроме правды». Мне трудно также согласиться с банальностью «Нельзя радоваться чьей-то смерти»: по-моему, нет ничего плохого в том, чтобы порадоваться смерти душегуба и лицемерного убийцы. А СССР был убийцей и империей лицемерия. Страной, которая без счета губила своих же граждан. Приучала их к двойным стандартам и лжи. Пела песни про всеобщее братство и равенство, вот только одним «равным» предлагала спецпайки и закрытые распределители, а другим — пустые полки, трудодни вместо зарплаты и ежедневное бытовое унижение.

Все эти «А зато была уверенность в завтрашнем дне», «а зато у всех была работа», «а зато миллион бесплатных детских кружков» — они сродни ностальгии крестьян по крепостному праву. На днях во френд-ленте прочитала упоминание о чьих-то мемуарах: в 1880-х, 20-25 лет спустя после отмены крепостного права, в обществе распространилась ностальгия по крепостничеству. Мол, его ужасы были преувеличены, польза недооценена, а зато раньше все было лучше, а зато барин заботился о мужиках, а зато не было пьянства и всяческого разврата, а зато стабильность, уверенность в завтрашнем дне — всё буквально, как у любителей Советского союза, кроме бесплатных кружков для детей.

Понятно, что соцопросов среди крестьян никто не проводил, и невозможно сказать, ностальгировали ли по «доброму барину» пожилые люди, которые побывали крепостными. Впрочем, возможно, что да. Потому что приличная часть из 56% «скучающих» Советский союз знает только понаслышке — но наверняка там множество и тех, кто жил тогда. Кто ностальгирует по своей молодости. Кому нужна «крепкая рука», кто не в состоянии сам себя обеспечить работой, а своих детей — кружками по интересам, ему для этого непременно нужно вмешательство государства. Кого не волнуют абстракции типа «свободы», «возможности выехать в другую страну», «свободного рынка», «открытой экономики», кому была бы колбаса по 2-20, а из чего она сделана, неважно.

...Некоторое время назад мы с подругой делились любимыми историями про «просранную страну». Я вспомнила, как в 1989 наш хор был на гастролях в Риге, и все дети мамам покупали духи Дзинтарс, а один мальчик маме в подарок купил два рулона пищевой фольги, и наша концертмейстер его очень хвалила. Мы жили в Севастополе, городе союзного подчинения, который по тем временам снабжался неплохо.

А моя подруга рассказала, как ей бабушка сшила купальник из трикотажной обивки старого чехословацкого кресла, которое сосед выбросил на помойку. Из кресла, учитывая потёртости, затяжки, дыры и неотстирываемые пятна, получилось два девочковых купальника, моей подруге и её двоюродной сестре. Подруга жила в Киеве. Столице союзной республики, где по сравнению с регионами было сказочное изобилие.

И вот я теперь думаю. Каждому, кто «скучает» и «ностальгирует», надо выдать потертое старое кресло с помойки. Пусть сошьёт из него купальник. Два. И носит его.

Мне кажется, это неплохое лекарство от ностальгии.