Философствовать- в популярном сознании это что-то из позапрошлого века, попахивает старым дедушкой под нафталином, это ни о чём, маниловщина какая-то. Можно ведь свободно говорить некие смыслы, что думаешь, а потом открываешь так книгу и вдруг узнаёшь, что всё, до чего с трудом дошёл в своей жизни, и что как откровение печатает фейсбук или инстаграм, сказали ещё за 5 столетий до новой эры в Древней Греции или в Индии, или в Китае. То есть, оказывается, что кажущиеся сложными умственные построения ушли на изобретение даже не велосипеда, а простого колеса.

Результат избегания заниматься размышлениями и практики философствовать — отсутствие понимания собственной идентичности, и отсутствие картины будущего развития, отсутствие умения договариваться, вести диалог и дискуссию. Это при том, что социальные сети вроде бы забиты индивидуальными размышлениями, но это лишь стотысячные перепосты перепостов. Если бы мы тренировали умение отстаивать хотя бы даже эти примитивные размышления, понимать их ограниченность, плюсы и минусы, насколько умнее мы бы подходили к решению жизненных задач!

Результат отсутствия смелости поразмышлять и обсудить с другими свои мысли – аморфность и незаинтересованность в гражданской жизни, выборах и контролировании выборных органов. Это стремление оскорбить своего противника, забросать его фейками, а не победить его в открытой полемике. Выбрали этого президента, а не другого, как мы теперь понимаем, не потому, что он смог лучше представлять наши интересы, к сожалению, не смог и не сможет, и не потому, что он нас всех обманул, хотя фейков было огромное количество. Выбрали того, кого выбрали, потому, что мы не смогли грамотно организовать дискуссию и полемику, выяснить в открытом споре истину и договориться о критериях выбора кандидатов и организации выборов.

Самый главный грустный и печальный вывод- мы не умеем сотрудничать друг с другом, не умеем как в «Чебурашке» «строили, строили и, наконец, построили». Нам до сих пор кажется чудом волонтёрское движение, помощь воинам, беженцам или сбор денег больному ребёнку, совместное тушение лесного пожара или очистка пляжа. А ведь это чудо по идее должно стать базисом всей нашей жизни, а не быть уникальным явлением. Вот для этого и нужна привычка размышлять, а потом активно делиться результатами своих размышлений.

Уместно вспомнить, что в Древней Греции идиот – это гражданин полиса, живущий в отрыве от общественной жизни. А у нас активно философствовать, дискутировать с обществом – это страшно, это как быть белой вороной. Зато можно безопасно для своего имиджа слушать тех, кто имеет наглость презентовать свои измышления как непререкаемые истины, для кого интересно манипулировать и играть умами, сердцами и судьбами. То есть мы приучены некритично повторять чужой бред, лишь бы быть в тренде, хайпануть, засветиться, а не рисковать представлять собственные мысли.

Быть человеком самостоятельно мыслящим, позволяющем себе философствовать и открыто высказывать свои уникальные мысли – это для смелых и бесстрашных. Ибо только люди, способные на подвиг, могут нынче, а не в Древней Греции решиться самостоятельно мыслить, а не повторяться за популярным блогером или харизматичным политиком.

Смелым и бесстрашным надо учиться философствовать, думать по-своему. Надо иметь смелость, обсуждать свои мысли с другими. Но разве это так? Ведь на любой программе мы слышим разнообразные мысли! И, всё же почти нигде мы не слышим обсуждения. Мысли могут быть правильные или не правильные, но грош им цена если они не выносятся на открытое обсуждение, если тот, кто их высказывает, не готов их корректировать, или отбрасывать, рассуждать о них вместе с оппонентом.

Для смелых и решительны, правила философствования:

  1. Если ты философ, это не исключает того, что в другое время ты- герой. Более того, нельзя быть только философом без того, чтобы когда-то быть героем.
  2. На размышления надо выделять время. Надо уметь находить условия, время и место для собственных размышлений и собеседников для обсуждения результатов этих размышлений.
  3. Результаты рассуждений часто не видны, поэтому людей, которые заняты размышлениями, часто называют… бездельниками, дураками, ленивцами.
  4. Если ничего не делать, это не означает, что идёт размышление. Вполне возможно действительно лениться и бить баклуши, что тоже когда-то интересно.
  5. Размышления отличаются от ничегонеделания тем, что они должны как-то фиксироваться, например, в схеме, дневнике, произведении, выступлении, обсуждении.
  6. При хорошем обсуждении разные мысли имеют одинаковое уважение, даже если они не нравятся или кажутся неправильными. Довольно часто глупые или ошибочные мысли приводят участников обсуждения к ценным идеям, которые интересно претворить в жизнь.
  7. Все участники обсуждения учатся доверять друг другу, говорить откровенно и «не пугать мысли», не критиковать, а размышлять о плюсах и минусах при разных условиях.