Власть и народ – это и симбиоз, и эксплуатация, и противостояние. Смысл этого объединения в том, кто управляет и как управляет.
В любом устоявшемся обществе долгое время всё идёт налаженным образом, власть управляет, настолько, насколько народ может и терпит. Народ получает свои конфетки от процесса- возможность ментально расслабиться и не думать, чувствовать защиту и сбрасывать агрессию, обсуждая и поругивая ту же власть.
Но вот ситуация накаляется, то ли народ не хочет терпеть, начинает думать и хотеть, то ли власть перестаёт думать стратегически и эксплуатирует остальной народ по- глупому. Напряжение нарастает.
Для власти выхода всего три:
- Провалиться в страх и ужас и набрать побольше стражников за большие деньги.
- Возглавить народное недовольство и увести его в сторону, слить недовольство.
- Перестроить властные отношения.
Поп Гапон– это второй выход, когда народ призывают к протесту, действию, объединению ради самого протеста, действия, жеста, но ни в коем случае ради реального передела власти или перестройки отношений. Народ получает лидера-харизмата, к которому можно прислониться как маленькому, сбросить с его помощью агрессию, преследуя неугодных. А самое главное, можно почувствовать себя спасителем мира, самым лучшим и в белых одеждах, заявить всем: «Мы самые умные, но нас не поняли, мы родились раньше своего времени, но мы всё равно спасём всех вас и т.д.». То есть идёт имитация, драматическая игра, давно известная всем психологам.
Поп Гапон фигура историческая, он подбивал рабочих написать петицию царю, а потом вывел их под пули 9 января 1905 года. Он был агентом царской охранки и был повешен эсерами за предательство в момент, когда хотел обнародовать компромат на своих высоких покровителей.
Вспомним призывы и акции такого рода в наше время:
«Давайте напишем петиции», — когда до этого все петиции использовали в нужном месте после того, как помяли и потёрли.
«Давайте надуем шарики, повяжем ленточки, поставим ведёрки, посветим фонариками», — если знают, что до этого носили значки, вставали на лавочки, надевали носочки, хлопали в ладоши с тем же результатом. Правда, результат акций всё же есть — спец органы регистрируют, составляют списки и прицельно отрабатывают, иногда дубинками и в тюрьмах.
«Давайте выйдем на митинг, и покажем, что нас много», — если знают, что митинги разгоняют, участников арестовывают.
Провокация ли эти призывы и акции? Да, если за ними ничего не стоит, никакой стратегии и тактики. Нет, если они часть некоего процесса.
Если народный глашатай, рассказывает, что он против всего плохого за всё хорошее, как же определить, провокатор ли он? Задать самому себе вопросы:
- Какова программа действий? Она ясна, понятна, доступна, соблюдает права человека?
- Кто определяет, как действовать в каждом конкретном случае?
- Как это организовано? Команда равна первому лицу или только обслуживает его?
- Что делать в случае неудачи? Эти варианты рассматриваются и обсуждаются?
- Как команда глашатая понимает, кто прав или не прав?
Если всё замыкается на лидере, призывы к действиям власть может успешно купировать или вовсе не замечать – на лицо явная провокация, просто слив народного недовольства, игра.
Если есть чёткие принципы, но нет тактики, зависящей от одного человека, способы действий решаются на местах, постоянно обсуждается этическая сторона вопроса, соблюдаются общечеловеческие законы, идёт поиск методов противодействия и нейтрализации незаконных действий властей — это живой процесс.
Навальный, Тихоновская, сообщество Майдана, умное голосование – определите сами, к какому типу относятся эти фигуры и процессы.