Этому тексту год, но актуальность не пропала.

Когда в течение одного месяца меня раз десять спросили, как научить ребёнка программировать, куда ему пойти учиться, какие книги читать (при этом ребёнку может быть от 9 до 20). А в конце месяца ко мне обращается журналист и просит провести оценку ВУЗов, которые готовят IT-специалистов вообще и программистов в частности, то это означает одно – пора садиться и писать.

Главное правило: не ищите универсального способа обучения, его просто не существует!

Бытует мнение, что хорошее образование определяет уровень знаний и дальнейшее трудоустройство. В этом есть немалая доля правды, но когда доходим до анализа реальных ситуаций, всё оказывается не так просто. Особенно неоднозначно обучение столь узкого направления ИТ, как программирование, я не смогу рассказать про все сферы ИТ, так как их уж очень много (если кто-то считает, что ИТ-шники — это поголовно программисты, то рекомендую посмотреть хотя бы в Википедии определение Информационных Технологий, откуда и пошёл этот термин). При этом многие утверждения в итоге оказываются мифами или правилами не для всех.

Одним из самых распространённых мифов является такой: Только в университете «Х» («икс") на специальности "Y" («игрек") можно стать программистом

Не буду спорить, что в непрофильном университете, где нет специализированной кафедры или штат преподавателей лично принимал участие в разработках первых компьютеров (на уровне – оформляли документы для внедрения), рассчитывать на знания по современным языкам программирования как минимум наивно, но бывают исключения.

Но и у специализированных ВУЗов тоже всё не так просто. Для начала, необходимо определиться, кто вообще готовит программистов. Обычно это все ВУЗы, которые в перечне специальностей имеют отрасль 12 "Информационные технологии" (обычно, почти каждый ВУЗ открывает хоть одну специальность из их перечня, так как модно), а со специальностями немного запутанней привожу названия специальностей из последнего перечня МОНУ (http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/RE27905.html): 121 "Інженерія програмного забезпечення", 122 "Комп'ютерні науки та інформаційні технології", 123 "Комп'ютерна інженерія", 124 "Системний аналіз", 125 "Кібербезпека").

На каждой из специальностей могу учить программированию, а могут и не учить (исключение составляет только инженерия программного обеспечения, так как НЕ учить программирование на ней невозможно по сути, хотя и тут бывают исключения). При этом практически любой технический ВУЗ имеет полный перечень специальностей из отрасли ИТ. Так какой же ВУЗ и какую специальность выбрать. А тут уже много зависит от уровня абитуриента и его базовых знаний.

Начнём со специальности.

Если бывший школьник как минимум 2 года посвятил программированию и у него имеются реальные результаты (награды на олимпиадах по программированию (прошу не путать с информатикой), сертификаты о прохождении курсов по языкам программирования, собственные проекты с реальными пользователями), то тут можно и не сомневаться – лучший выбор – это 121 "Инженерия программного обеспечения". Но учтите, почти с первых дней студенты начинают программировать, приветствуется наличие ноутбука или требуется наличие собственного компьютера, иначе за процессом обучения не угнаться.

Если с детства увлечён роботами, сетями, настройкой устройств и программ, сам что-то мастерит и при этом ещё и программирует то, что смастерил, то это 123 "Компьютерная инженерия". При выборе этой специальности к реальному программированию студенты приходят через год, а программирование робототехнических систем возможно только при наличии у ВУЗа собственных лабораторий с необходимой техникой или студенческих кружков по интересам.

Если проявляет аналитические навыки, силён в математике и построении алгоритмов решения задачи, то это или 122 "Компьютерные науки и информационные", 124 "Системный анализ" или 125 "Кибербезопасность", хотя нередко себя находят и в 121 "ИПО". Нередко на этих специальностях в ряде ВУЗов до реального программирования вообще не доходят, ограничиваясь теорией алгоритмов и математическим анализом решений. Но такие специалисты тоже требуются на рынке, а хорошие алгоритмисты часто входят в команды, которые выигрывают мировые турниры по командному программированию.

Теперь выбор ВУЗа

Тяжело в данном вопросе быть субъективным, но тут вам во многом помогут обзоры мнений работодателей (http://ain.ua/2015/06/22/587374) и выпускников (https://dou.ua/lenta/articles/ukrainian-universities-2015/).

Но по собственному опыту скажу, на становление программиста влияет множество факторов – это и уровень преподавательского состава, и наличие специализированных лабораторий/кружков в ВУЗе, и уменьшение нагрузки по непрофильным дисциплин в пользу профильных, и лояльность администрации к "олимпиадникам".

Простой пример, на программистские специальности в КПИ конкурс нередко зашкаливает, в первой сотне только отличники со средним балом ВНО 180-185 и подготовительными курсами этого ВУЗа. Из таких абитуриентов реально получаются очень сильные студенты. Но есть проблема – после первого курса в некоторых группах остаётся только половина студентов, остальные завалили или высшую математику, или физику (очень странно при условии, что физика и математика были профилирующими при поступлении), или вообще какой-то непрофильный общеобразовательный предмет.

В другом примере, есть НАУ (Национальный авиационный университет), который лояльней к студентам на первых курсах, а ко второму курсу даже донабирает группы за счёт выпускников колледжей. Если на старте ребята в среднем были немного слабей, то к концу первого курса выделяются в группах по 4-5 достойных специалиста.

А уж на рынке труда, как повезёт, хотя, конечно, встречают по уму, но не каждый принятый на работу, на ней может удержаться, или работодателя могут испугать завышенные запросы студента к ЗП, или выпускник кроме навыков по специальности не приобрёл больше ничего – ни навыков коммуникации с членами команды, ни умения критически относиться к уровню своих знаний.

59cae83a87eec.jpg

Например, очень непросто иногда бывает с ребятами из Шевченко, который готовит очень сильных аналитиков и программистов, но они оказываются просто нерентабельными для украинского рынка, и многие покидают Украину, так и не найдя достойной их работы за достойную зарплату.

Отдельное внимание стоит уделить некиевским ВУЗам – образовалась очень сильная база у ХПИ, держат стандарты "ХНУРЭ" и "ХНУ", за счёт живых проектов и поддержки предприятий поднялась "Львовская политехника", Винницкий НТУ уже больше 10 лет готовит алгоритмистов, которые показывают превосходные результаты в мировых олимпиадах по программированию.

Выводы

Но выбор всё равно остаётся за вами, так как кроме внешних оценок, бывают ещё невидимые с первого взгляда вещи, научные лаборатории, где к работе над реальными проектами привлекаются студенты, молодые специалисты, которые доходчивей смогут донести студентам новинки ИТ, студенческие научные товарищества, которые совместно готовятся к олимпиадам и принимают участия в научных конкурсах, даже одногруппники, которые ещё во время учёбы собираются в команды, которые позже превращаются в реальные фирмы, а иногда и корпорации в сфере ИТ.

Так что выбирайте, и пусть ваш выбор будет осознанным.

Источники:

http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/RE27905.html

https://dou.ua/lenta/articles/ukrainian-universities-2015/

http://dengi.ua/clauses/112951_Rejting_ukrainskih_vuzov_mnenie_rabotodatelej_.html — 2013

http://ain.ua/2015/06/22/587374 — 2015