В школе и университете история казалась мне набором дат, который нужно зазубрить. Причинно-следственные связи если и давались, то поверхностно, вроде «убили эрцгерцога, и понеслась» или «сталинские репрессии случились из-за раскола в партии», или «вероломно, без объявления войны...»

Школьные учебники не давали ответа ни на вопрос «как убийство эрцгерцога вызвало гибель ещё нескольких миллионов людей?», ни на более насущный вопрос: «как данные о бойне столетней давности должны влиять на мои взгляды и поведение в настоящем?», который при экстраполяции на общество формулируется так: «как избежать повторения мировых войн и массовых репрессий?» или «как построить мирное прогрессивное демократическое государство?»

Но, если не было ответа на вопрос: «почему произошло событие Х?», то и речи не может быть о том, чтобы спрашивать: «как, здесь, сейчас, не допустить повторения события Х?», то есть в масштабе одного человека: «что я, здесь, сейчас, могу сделать (учитывая мои знания о событии Х)?» Если я понятия не имею, почему были, скажем, сталинские репрессии, то, благополучно проспав все «звоночки», дождусь, пока за мной приедет «воронок», сделаю круглые глаза и спрошу «за что?!», как это делали (в некоторых странах делают сейчас, а в других будуть делать немного попозже) многие-многие люди. Если я не знаю, почему развязываются войны... или происходят кровавые революции... или геноциды... или экологические катастрофы... то я не увижу признаков их приближения и уж тем более не смогу ничего поделать, кроме как сначала сказать «я не при чем», а потом «меня-то за что?»

Мои отношения с историей кардинально изменились после прочтения книг, в которых акцент делался на причинно-следственные связи, причём не только одних исторических событий с другими, но также с географическими, биологическими и биохимическими факторами.

(Книги Джареда Даймонда «Ружья, микробы и сталь», «Коллапс», «Переворот», «Третий шимпанзе»; Юваля Ноя Харари "Sapiens", "Homo Deus", «21 урок для ХХI века», а также "Biohistory" by Jim Penman)

Выводов не будет. Будет просьба: что ещё почитать?