В скандалах с Польшей нет ничего удивительного. Что вы ждали от государства, у руля которого стоят совершенно искренние правые националисты? Чтобы оно уважало соседей только на том основании, что они — братский народ? Ага, щас. Такое бывает лишь в грёзах правых диссидентов, мечтающих построить союз националистических государств "Intermarium", где Украина, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Венгрия, Румыния и прочие утвердятся в своих национальных идентичностях, отбросят западные ценности и устроят тысячелетний кайф.

В реальной политике же правые силы откусывают мясо с костей окружающих и друг друга, как только осознают свою власть и видят чужую беспомощность. Можно сколько угодно извиняться и признавать историческую роль Польши в западных городах Украины, но лучше от этого не будет. У правых при власти нет цели помирить народы и наладить равноправное сотрудничество. Почуяв слабину или зависимость, они показывают зубки и начинают больно кусаться. Но значит ли это, что нам нужно назло обнаглевшим соседским чиновникам раздувать щеки и неистово прославлять Украинскую Галицкую Армию, Организацию Украинских Националистов или Украинскую Повстанческую Армию? Никак нет.

Не нужно быть дипломированным историком, чтобы осознавать одну простую вещь: в политике, а особенно в политике кризисных, революционных, военных времен не бывает рыцарей в блестящих доспехах. Нет никаких однозначно хороших и плохих ребят — есть надежды, насилие и кровь. Судить политические движения прошлого лишь по части их идей, не рассматривая все комплексно, вкупе с реальными действиями и их последствиями — значит обманывать самих себя и жить в мире черно-белых иллюзий, которые только подпитывают конфликты современности.

Историческая политика в цивилизованном обществе должна строиться на соответствии общечеловеческим понятиям о справедливости. Такой подход не даст чёрно-белых картин, где будут однозначно плохие и хорошие. Героев и злодеев не получится, но мы, по крайней мере, сможем оценить достижения и вину каждой стороны в ворохе исторических конфликтов и сделать из этого полезные выводы. Да, в определённый период Львов был преимущественно польским городом, и что с того? В течение первой половины ХХ века случилось много всякого, а масса засранцев совершала ужасные дела. Что будем делать дальше? Хотите забрать часть Украины обратно? Серьёзно? Нет? Тогда зачем этот пустопорожний трёп? Обидно за преступления против человечности, устроенные в 40-е?

Допустим, ОУН стремились избавить Украину от жестокого польского колониализма и были в этом правы, но взамен смогли предложить лишь испорченную версию и без того паршивого фашизма, который привёл к резне и полной дискредитации националистического проекта. Справедливая оценка? Ещё как. Не докопаться. Но почему об этом никто не говорит? Почему слышно лишь о героях и о злодеях? Кто вообще придумал героизировать или демонизировать прошлое, чья дурная голова?

У каждого национализма есть свои священные коровы, критиковать которых недопустимо. Польская государственная политика скатывается к тому, что Галиция и Волынь — это Польша. Если оккупировать самих себя нельзя, то, следовательно, и никакого насильственного присоединения Галиции и Волыни к Польше не было — просто состоялось восстановление «исторической справедливости» под шумок гражданской войны в Украине. Воспринимать иначе позицию главы польского МИДа Витольда Ващиковского, который топнул ножкой из-за видения Украиной событий 1918 года во Львове как польской оккупации, нельзя. Что будем делать? Давать сдачи, требуя признать украинскими какие-нибудь города Польши? Может, ещё Богдана Хмельницкого вспомним? Можно, конечно. Но в итоге получится хорошая драка идиота с придурком.

Источник