Со времени встречи блогеров с Войцехом Больчуном прошло 4 дня. Казалось бы событие ушло в прошлое, особенно в свете разгоревшегося в этот же день гужвагейта. Но буквально сегодня премьер-министр Владимир Гройсман заявил о том, что никакого автоматического продления контракта с Бальчуном не будет. Нужно дождаться отчета главы Украинских железных дорог и только потом принимать решение и тема работы Больчуна на посту главы «Укрзалізници» возникла с новой силой.
Сама встреча началась довольно формально. Разве что большое количество различных легких закусок намекало, что это все надолго.
Пан Войцех немного нервничал и постоянно теребил в руках какую-то бумажку. При этом его доклад (а по другому эту речь назвать было нельзя) был обстоятельный и дотошный. Чувствовалось, что Больчун хочет донести все детали и особенности работы в своем хозяйстве, но дело усложнялось тем, что общение шло через переводчика (что просто заставляет тратить в два раза больше времени чем обычно) и тем, что большинство блогеров и без этого были в теме.
Минут через двадцать блогеры уже понимали практически все и без переводчика, а еще через сорок минут во внутреннем чате понеслись возмущенные вопросы: зачем нас сюда позвали? сколько можно говорить? мы и так все это знаем.
Роман Шрайк, на правах модератора, предложил пану Войцеху перейти к вопросам, на что тот уверил, что уже заканчивает и проговорил еще минут 15.
Лично я понимал, что шансов на то чтобы задать много вопросов просто не будет и готовил 2 которые меня интересовали больше всего.
Первое, что я хотел узнать — почему пан Войцех, по сути, не смог выполнить свое обещание за год выстроить корпоративное управление Украинскими железными дорогами? Что помешало и ставит ли он перед собой какие-либо реальные сроки административной реформы.
Ответ меня не устроил практически полностью. Сначала я услышал, что нельзя говорить о том, что ничего не получилось, потом о том, что никаких сроков ставить вообще нельзя, а потом потрясающее откровение о том, что пан Войцех не представлял себе, что в Украине так! все сложно!
Второй вопрос был более предметный и касался некоторых особенностей покупки он-лайн инвалидами. Тут я сильно внятного ответа тоже не получил, но обменялся контактами с главным по экономике и финансам в Укрзалізниця Андреем Рязанцевым и надеюсь, что вопрос будет дожат и инвалиды получат существенное облегчение при он-лайн покупке билетов.
Какие выводы я сделал для себя?
При всем уважении к предыдущей работе пана Войцеха, слушая его доклад и ответы на вопросы, я понял, что он, к сожалению, занимается не системным реформированием Украинских железных дорог, а «просто» оперативной деятельностью. Возможно мое представление неверное, но складывается впечатление, что вместо решения глобальных вопросов пан Больчун по уши влез в текучку из которой никак не может выбраться. И именно из-за этого не идет, как таковая, глобальная реформа всей структуры.
Кстати именно в этот момент мы с Горьким Луком, который сидел рядом, синхронно вспомнили фамилию Филатов и решили, что методы Бальчуна, по сути, ничем не отличаются от методов управления Днепром. Громкое имя на входе и ручное управление на выходе.
Я прекрасно понимаю Больчуна когда он жалуется на нашу коррупцию и нашу неповоротливую систему. Но я не очень понимаю то, что сам Больчун, по его же словам не очень понимал куда он идет. Не понимал как тут все работает/как тут все запущенно.
Я прекрасно понимаю, когда Больчун приводит в пример реформу железных дорог в Казахстане, но я не очень понимаю, когда он умалчивает тот факт, что в Казахстане создано совместное предприятие по производству локомотивов и «вспоминает» об этом только после мой же фразы. При том, что сам Больчун лоббирует закупку канадских и польских локомотивов.
Я прекрасно понимаю, когда Больчун говорит, что был вынужден понять кто такой «вор в законе», и жалуется на фирмы-прокладки, по сути, обкрадывающие железные дороги, но я не очень понимаю, почему до сих пор не предложен сколь либо вменяемый план, например, разделения Укрзалізници на несколько, в том числе и конкурирующих подразделений.
В общем — природу и правильность жалоб я прекрасно понимаю, но, лично я, не увидел механизм решения данных проблем.
Что же дальше и куда приедет украинский поезд?
ИМХО пан Больчун останется на своем месте еще год. Ему, как кризис-менеджеру, увольнение именно сейчас крайне не выгодно. Это будет отрицательный кейс в его резюме. Именно с этим связанно приглашение блогеров — Больчуну надо удержаться в кресле руководителя. Дальше пан Войцех, скорее всего, просто выстроит отчетность таким образом чтобы показать летом следующего года прибыль и красиво уйти самому.
Очень хотелось бы ошибаться, очень хотелось бы надеяться на то, что оставшись на своем посту пан Больчун сделает именно то, что от него и ждали — разрушит коррупционную структуру этого монстра. Но пока, лично у меня надежд очень мало и встреча с руководителем Украинских железных дорог уверенности не добавила.
Кабинету министров уже сейчас надо думать о том, кто придет на место Больчуна для того чтобы все таки провести реформу Укрзалізниці.