59289ed1db9fc.jpg

При всем многообразии проблем, которые удавкой повисли на шее Украины, экологические сложности как-то сами собой отошли на второй план. А зря! Ведь ухудшение условий для жизни граждан нашей страны способны нанести мощный удар, как по экономике, так и по обороноспособности государства. И те политики, которые сейчас пытаются избежать экологических проблем, напоминают страуса, прячущего голову в песок перед лицом смертельной опасности. А спектр экологических «горячих точек» в нашей стране слишком широк.

Автомобили, автомобили, буквально все заполонили…

С точки зрения простого обывателя главными загрязнителями окружающей среды во многих, особенно в промышленно развитых регионах, являются производственные гиганты. Металлургия, нефтепереработка, химпроизводство, машиностроение. На многих предприятиях, созданных во времена СССР, экологические аспекты еще на стадии проектирования и строительства не принимались в расчет. Однако как свидетельствуют данные наблюдений за уровнем загрязнений воздуха в таком промышленном центре страны, как Запорожье, автотранспорт в качестве главного загрязнителя воздуха готов оспорить пальму первенства у местной промышленности.

В самом Запорожье, как и в целом по области, доля выбросов вредных веществ в атмосферу составляет более 40%! А на некоторых оживленных магистралях и перекрестках этот показатель поднимается до 62-65%. В городе на учете стоит около 300 тыс. автомобилей, и более двух третей из них регулярно ездят по улицам. Именно они отправляют ежегодно в атмосферу Запорожья более 22 тонны оксида углерода, 67 тонн углеводорода, 24 тонны диоксида азота и две тонны диоксида серы только на десяти наиболее оживленных перекрестках! Что же тогда говорить о самом городе?!

Можно ли решить эту проблему? Очевидно, что окончательно и полностью – вряд ли. Украинцы по бедности своей стремятся ездить на подержанных машинах, которые изначально не дотягивали до нынешних «евростандартов» по чистоте выхлопных газов. Плюс ко всему годы езды по отечественным дорогам и на местном подобии бензина вряд ли способствовали улучшению экологических характеристик украинских авто. Но вот последние инициативы Кабмина могут существенно повлиять на «транспортную составляющую» выбросов в атмосферу. Если они все же претворятся в жизнь.

Ударим автопробегом по бездорожью и … экологии?!

Незабываемый герой романа Ильфа и Петрова пытался с помощью автопробега решить проблему бездорожья и разгильдяйства. Украинское же правительство, стимулируя в очередной раз льготный ввоз, а возможно – и локализацию производства электромобилей в стране, стремится также решить две проблемы: экономическую и экологическую. О том, что электрокары – самый чистый вид транспорта, лишний раз говорить не стоит. При всех сложностях с поставками угля на тепловые электростанции, которые носят лишь временный характер, производство электроэнергии в Украине за последние годы опережало спрос. А поскольку более половины энергии в стране производится на атомных станциях и ГЭС, то киловатты, закачиваемые в аккумуляторы электрокара, тоже можно считать экологически чистыми.

Да и с экономикой все складывается самым лучшим образом. Традиционно, для заправки всего украинского транспорта собственной нефти Украине не хватало. Импортная же, как правило, постоянно росла в цене. Либо по причине роста биржевых котировок, или из-за падения курса местной валюты. Энергетические тарифы также за последний год-два существенно возросли, но все же – не так стремительно. И сейчас сложилась ситуация, когда затраты на 100 км для электромобиля и машины с традиционным бензиновым двигателем отличаются в разы!

Может быть, этот факт и стал причиной того, что за прошлый год прирост импорта электромобилей в Украину составил более 500%, а страна попала в пятерку лидеров по этому показателю, оставив позади США, Голландию и Японию.

Лучший аргумент – личный пример

Сможем ли мы удержаться на вершине? Какое-то время – возможно. Особенно если намерения Кабинета Министров воплотятся в жизнь. Министерство инфраструктуры в дополнение к недавним послаблениям условий импорта электромобилей готово инициировать отмену уплаты НДС, акциза и регистрационного сбора. В итоге таможенная стоимость электромобилей при ввозе в Украину снизится еще на 40%. А для того, чтобы ввезенные электрокары чувствовали себя комфортнее на украинских дорогах, министерские чиновники планируют закупить более 40 комплектов зарядных станций общественного пользования в дополнение к сотням тех, что закуплены частными компаниями у установлены на обычных заправках

В идеале украинские чиновники планируют увеличить долю электромобилей до 15% всего автопарка страны всего за три года. Но насколько реальны подобные намерения – пока сказать трудно. Более четкое понимание перспектив этого проекта появится в ходе эксперимента самого Кабмина. В автотранспортном хозяйстве правительства с мая появятся первые электромобили. И вот если они справятся со своими функциями, количество экокаров в гаражах министерств и ведомств может вырасти. А затем – все больше автомобилей без выхлопной трубы начнут колесить по нашим дорогам.