Наступило время для #многатекста.
Ну, в общем, слушайте. Расскажу я вам, други и подруги, как ваше мнение вертят на органе детородном в любую нужную сторону.
Перевод: расскажу, как легко манипулировать людьми.
Нет, это не связано с предстоящими выборами от слова «никак», что бы там не пели зрадофилы.
Это связано с тем, что я вижу. А вижу я, как адекватных и вменяемых донедавна людей обманывают и используют, а люди эти не только не сопротивляются, а радостно подмахивают и просят еще.
Беда в том, что мы все вышли (не все, к сожалению) из того поколения, которое жило в святой уверенности, что в газетах пишут правду, что любое слово из зомбоящика — истина, что с каждым годом растет процент жиров в масле и т.д.
Критическое восприятие информации для того поколения было чем-то диким, абсурдным, а порой — и преступным.
Сомневаешься в генеральной линии партии? Нннна тебе по харе, рожа твоя буржуйская! КГБ! Срочно, кто-нибудь! Позвоните в КГБ!
На этой минорной волне народ просто разучился анализировать то, что им льют в мозг, и вполне ожидаемо не смог научить этому своих детей.
На эту благодатную почву отлично падают зёрна простейших технологий, которые ничуть не секретны и знакомы СММщикам, пиар-менеджерам, журналистам, политтехнологам и т.д.
Поверьте, вы эти технологии тоже знаете, и сейчас в этом убедитесь. Они простые, как электровеник.
Ну например.
Технология 1. «Эмоциональная накачка». Нередко используется СМИ, особенно в соцсетях. (Да, кстати, независимых и объективных СМИ не существует, вы в курсе?)
Итак, три текста. Читаем внимательно.
А. «Андрей шел по грязному коридору, февральский ветер обдувал его худое, вымотанное тюремной камерой тело. Андрей знал, куда его ведут. У этого коридора один конец — вон у той стены. Конец коридора — конец жизни. Но Андрей уже смирился со своей участью. Шаг, еще шаг... Шедший за ним убийца поднял пистолет...»
Б. «Наконец-то сбылись ожидания многих! Произошло то, чего все так долго ждали! Этот подонок получил заслуженное наказание! Вся страна ликует! Честные граждане могут спать спокойно!».
В. «Сегодня, 14 февраля 1994 года, в Новочеркасской тюрьме был расстрелян серийный убийца Андрей Чикатило».
Вроде бы описано одно и то же, правда? Но насколько разное восприятие каждого текста. И, казалось бы, СМИ обязаны объективно и без личностных оценок освещать любое событие. Но, простите, «это утопия». Любой материал, накачав «нужными» эмоциями, можно перевернуть с ног на голову.
Технология 2. «Ложь, повторенная сто раз, становится правдой».
Итак, подходит к вам сосед и говорит:
- А ты знаешь, что Паша из 32й квартиры — педофил?
- Да ладно! — возмущаетесь вы, — Я Пашку десять лет знаю, мы по пятницам бухаем, я с женой его знаком, дети вместе в школу ходят! Ну какой он педофил? Нормальный мужик.
- Да? — пожимает плечами сосед, — Ну может, ты и прав. Хотя слухи нехорошие ходят.
Через день этот же разговор происходит с другим соседом, потом третьим, четвертым, пятым, восьмым.
А потом приходит участковый и показывает вам ориентировку, в которой на портрете — вылитый сосед Паша.
А теперь скажите — поверите ли вы в то, что ваш знакомый — педофил? Ну даже если и не поверите безоговорочно, то засомневаетесь очень сильно, и детей своих ему уже не доверите, правда же? Да, правда. Ведь не могут столько людей ошибаться, да и у участкового такое лицо серьёзное было...
Технология 3. «Экспертное/авторитетное мнение».
Наверное, у каждого из нас есть ряд людей, с чьим мнением мы считаемся, чья точка зрения для нас весома, кого считаем авторитетом.
Итак, проскакивает новость: «При испытании нового пистолета „Ублюдок“ погибли три человека».
Всё, понеслась. Журналисты винят производителя оружия, производитель винит некачественные боеприпасы, а производитель боеприпасов кричит, что во всем виновны кривые руки стрелков.
Ну и как тут разобраться?
И тут на сцену выходит... Та-дам! ЭКСПЕРТ!
В идеале — если вы его знаете-видели-читали.
Но если такового нет под рукой — вам дадут другого эксперта. И неважно, что к оружию он имеет такое же отношение, как хомяк к космонавтике. Вы же не будете проверять компетентность эксперта, по причине, которую я назвал в самом начале.
Критическое восприятие информации — роскошь, которую мы почему-то не хотим себе позволить. А уже пора бы...